Вопрос-Ответ

Все, что здесь изложено – для Вас, уважаемые участники ВЭД.

Здесь Вы найдете ответы на вопросы, которые Вы часто задаете себе и иногда нам. Некоторые из них из разряда тех, что возникают у Вас сразу, в самом начале взаимоотношений с таможенным представителем, некоторые специфичны, некоторые неприятны для нас, но отвечать на все эти вопросы необходимо, потому что наши ответы помогут лучше понять существо взаимоотношений между участником ВЭД, таможенным представителем и таможней, и будут служить залогом партнерского и конструктивного подхода к достижению нашей общей цели – выпуску Ваших Товаров.

Еще здесь Вы почти не найдете юридической терминологии, но это не означает, что при составлении ответов мы не пользовались законами, действительными документами и проверенной информацией.

Вопрос 1
Участника ВЭД к таможенному представителю: «А в чем вообще заключается ваша работа, иждивенцы и бездельники, и почему так дорого стоит ваше посредничество?»

Да, мы действительно посредники между участником ВЭД и таможней, но посредники с крайне высокой степенью ответственности и рисков.

Для начала немного вспомним о таких понятиях, как ответственность лица по чужим обязательствам и обеспечение лицом исполнения чужих обязательств своим имуществом. Иногда, в силу закона, у предприятия может возникнуть солидарная ответственность, это когда оно отвечает перед кредитором по долгам другого предприятия. У Таможенного представителя такая ответственность возникает в силу таможенного законодательства перед таможней по долгам участника ВЭД, заключившего договор с таможенным представителем.

На деле это выглядит так. После любого нарушения таможенного законодательства, связанного с неуплатой пошлин налогов и сборов, таможня направляет требование об их уплате сначала Таможенному представителю, как солидарному должнику.

Почему таможня так делает? Очень просто - проще взыскать долг с таможенного представителя, чем с участника ВЭД.

Ответственность таможенного представителя обеспечена банковской гарантией с очень жесткими условиями.

Получить банковскую гарантию достаточно сложно. Во-первых, не каждый банк может гарантировать обязательства перед таможней, а лишь уполномоченный, входящий в специальный список, утверждаемый Правительством РФ.

Во-вторых, чтобы получить банковскую гарантию, необходимо выполнить ряд требований банка: внести немалый депозит на счет банка или оформить залог, а также представить поручительство учредителей но обязательствам таможенного брокера.

Удовлетворить требование таможни по долгам участника ВЭД таможенный представитель должен в течение 10 суток. То есть уже через пять дней таможенный представитель должен подготовить платежное поручение на сумму долга и направить его в банк, ввиду того у нас обязательство перед бюджетом исполнено тогда, когда деньги упадут на счет адресата в УФК.

Если он этого не сделает, таможня направит требование в банк, и банк по гарантии списывает со своего счета в пользу таможни требуемую денежную сумму, которую автоматически восстанавливает за счет любых денежных средств, зачисляемых на счет представителя.

Если денег у таможенного представителя нет, взыскание накладывается на залог или требование удовлетворяется за счет имущества поручителя.

При этом, в случае удовлетворения требования непосредственно банком, условия предоставления банковской гарантии для таможенного представителя ухудшаются, объем его обязательств перед банком увеличивается.

Таким образом, по Вашим долгам отвечаем мы, таможенные представители, и ответственность наша наступает быстро и неумолимо.

Вопрос 2
«Почему так дорого?»

Давайте оценим расходы таможенного представителя.

Постоянная ежемесячная составляющая себестоимости услуг – это зарплата сотрудникам, вознаграждение банку за поддержание банковской гарантии, аренда, расходные материалы, оплата программного обеспечения, необходимого для декларирования, страховая премия страховщику за страхование ответственности.

Переменная составляющая себестоимости, и немалая – оплата услуг СВХ по обработке Ваших грузов в течение первых 48 часов.

Причем, вышеупомянутая стоимость услуг СВХ, включенная в стоимость наших услуг – это открытая информация и мы предоставляем ее всем желающим путем передачи скана заключенного между нами и СВХ договора и согласованного прейскуранта услуг СВХ. Обращаем Ваше внимание на то, что мы оплачиваем услуги СВХ за сутки до прихода машины с Вашим грузом на пост, а получаем от Вас деньги спустя 10 суток (это по нашему стандартному договору) после предоставления документов, т.е. восстанавливаем деньги на счету реально спустя почти месяц после их списания.

Рентабельность наших услуг составляет всего 5-7 процентов. И это учитывая все вышеописанные риски и фактическое кредитование участника ВЭД сроком на месяц и более. И Вы считаете, что это дорого?

Вопрос 3
«А почему бы самому не попробовать, без брокера, а?...»

На этот вопрос мы уже отчасти ответили выше, и, в случае самостоятельной работы, Ваши риски никто с Вами не разделит.

Но у Вас всегда есть выбор, и Вы можете попробовать сами.

С чем Вам еще придется столкнуться?

Во-первых, с дополнительными мерами контроля таможенных органов в отношении Ваших товаров. Дело в том, что таможня издает «профили риска» в отношении как отдельных видов товара, так и в отношении отдельных категорий участников ВЭД. «Профиль риска» - это документ для служебного пользования, т.е. закрытая информация, в котором на основании многочисленных информационных критериев таможня устанавливает фискальные ограничения в отношении товара или субъекта.

Например – обязательный таможенный досмотр товаров участника ВЭД - новичка, впервые исполняющего ВЭД сделку. Или, допустим, установления минимального предела таможенной стоимости товара, что влечет неминуемую корректировку в случае, если контрактная цена товара меньше этого предела.

Во-вторых, с дополнительными расходами по оплате услуг СВХ, т.к. таможенному представителю СВХ предоставляет значительные скидки, связанные с объемом услуг.

В-третьих, Вы столкнетесь с многочисленными, иногда абсолютно незаконными, требованиями, придирками, просрочками в исполнении, как со стороны таможенных органов, так и со стороны СВХ. Связано это, опять же, с более высокой степенью рисков у таможни и СВХ возникающей при работе с обязательствами одного субъекта, не обеспеченных солидарной обязанностью таможенного представителя.

Вопрос 4
«Раньше у меня выпускали этот груз моментально, а почему у Вас возникли проблемы с этим грузом?»

После этого вопроса обычно следует вывод о нашей профнепригодности и некомпетентности. На этот вопрос мы также отчасти ответили выше.

Срабатывает «система управления рисками» таможни. Даже в том случае, если у Вас документы в идеальном порядке, от корректировки таможенной стоимости Вашего товара Вы все равно не застрахованы.

В процессе мониторинга таможенных стоимостей по аналогичным товарам таможней могут быть выявлены масштабные скачки стоимости в сторону повышения цены.

Тогда условная корректировка неизбежна, и необходимо будет предоставить дополнительные документы, подтверждающие таможенную стоимость, например, экспортную декларацию, прайс-лист завода изготовителя, заверенный торгово-промышленной палатой и другие, в зависимости от условий поставки.

Вопрос 5
«Почему с меня берут за хранение груза на СВХ в течение еще одних суток, ведь меня выпустили раньше?»

Все без исключения склады СВХ в России оказывают услуги помещения транспортного средства в зону таможенного контроля на время, необходимое для выпуска товаров – 48 часов с момента регистрации декларации таможенным органом.

Указанный срок обусловлен обязанностью таможни выпустить товар в течение рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации.

Иногда товар, прибывший вечером, действительно выпускают уже утром, т.е. менее чем через сутки.

Однако, все без исключения СВХ берут оплату за любые промежутки времени оказания этой услуги до начала новых суток как за полные сутки оказания этой услуги. Т.е. с машины, приехавшей на СВХ в 23.00, и с машины приехавшей в 7.00 того же дня возьмут одинаково – как за полные сутки.

Таможенный представитель вынужден оплачивать эти неполные сутки как полные и перевыставлять счета участнику ВЭД.

Да, это несправедливо, и Вы можете попробовать бороться с этим (допустим, направив письмо в федеральную антимонопольную службу о картельном сговоре или обжаловать в суде это условие, как нарушающее Ваши права).

Мы этого делать не будем, т.к. хотим и дальше работать в этом бизнесе. Касательно подачи машин с грузом на пост, не лишним будет дать Вам существенную рекомендацию: организуя перевозку, необходимо дать жесткие указания перевозчику – не допускать прибытия машины на пост в пятницу, максимум – в четверг до 12:00, это необходимо, чтобы избежать лишних расходов на СВХ.

Вопрос 6
«Чего вы цепляетесь к условиям нашего договора поставки, у нас что, нет свободы договора?»

Действительно, мы очень часто делаем замечания по условиям уже заключенных нашими клиентами внешнеэкономических договоров.

Но мы делаем это для Вашего блага, пытаясь предотвратить убытки для участника ВЭД. Очень часто наши замечания обращены к неправильному использованию условий Инкотермс. Мы согласны с тем, что Инкотермс не является законом, требующем безусловного исполнения, а является словарем, служащим для облегчения международного общения участников ВЭД.

Мы согласны с тем, что, если стороны согласовали в договоре термин Инкотермс, они прекрасно понимают, что он обозначает, толкуют его однозначно и не будут спорить по этому поводу. Но для таможни ошибочно согласованный базис поставки означает одно – возможность использовать другой метод определения таможенной стоимости, отличный от контрактного.

Допустим, стороны согласовали, что поставка осуществляется на условиях FOB г.Киев, место доставки – склад в г.Москве. А ля «подводная лодка в степях Украины».

Стоимость доставки товара до границы в этом случае формирует таможенную стоимость. Для участников ВЭД это означает одно – что товар должен быть передан покупателю в городе Киеве, установленным на площадку автопоезда для перевозки контейнеров, все транспортные расходы, расходы на таможенное оформление и риски с этого момента несет покупатель.

Для таможенника, который будет изучать Ваши документы, это условие будет означать другое – в пакете документов отсутствует коносамент, а значит стоимость транспортировки не подтверждена, а, следовательно, однозначно применить первый метод определения таможенной стоимости – метод цены, указанной в контракте, нельзя.

Далее следует решение о корректировке таможенной стоимости.

Вот к чему это приводит.

Именно поэтому наши специалисты и указывают Вам на все неоднозначности и дырки в Ваших контрактах, которые позволяют таможне вовсю применить свои фискальные способности. Именно поэтому и необходимо прислушиваться к консультациям наших специалистов.