Правила честной игры
30.10.2014
С 1 января Евразийская экономическая комиссия станет четвертым наднациональным антимонопольным органом на территории Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Главы государств официально передали ей полномочия по контролю трансграничных рынков
Созданы две коллегии по рассмотрению нарушений правил конкуренции. Во всеоружии Суд ЕАЭС: интересы каждой страны представляют по два судьи. Рабочие группы постоянно проводят мониторинг рынков товаров и услуг. Важнейший нормативный документ, дающий широкие полномочия антимонопольщикам по доступу к коммерческой информации - соглашение о конфиденциальной тайне, - проходит последние согласования. На днях на встрече с руководителями ведущих массмедиа трех стран в Минске министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов обозначил некоторые болевые точки общего рынка, которые требуют внимания в первую очередь.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство, как и ожидалось, принесли ощутимые дивиденды всем участникам. Рост товарооборота этого международного объединения в несколько раз превышает динамику взаимной торговли в странах Евросоюза - 34-44 процента в год против 10. В 2013 году Беларусь, к примеру, на треть увеличила экспорт в страны Таможенного союза замороженной говядины, сахара, наполовину - молока и сливок, и в 4,6 и 5,5 раза - нефтепродуктов и калийных удобрений. Казахстан, в свою очередь, более чем удвоил поставки электроэнергии, макарон. Продажи пшеницы и пшеничной муки выросли на порядок. Россия утроила отгрузку соседям угля, автомобилей с прицепами и полуприцепами. Экспорт металлов увеличился наполовину, фармпрепаратов - на 90 процентов, одежды - в 4,5 раза...
- Успехи очевидны, - отметил министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии. - Теперь у нас одна цель - обеспечение равных условий для бизнеса. Для этого нужен инструмент антимонопольного регулирования.
По мнению Нурлана Алдабергенова, в антимонопольных законодательствах трех государств Таможенного союза должны присутствовать нормы, которые бы поддерживали отечественный бизнес, способствовали продвижению товаров и защищали внутренний рынок. А также были направлены на экономию бюджетных средств и снижение цен. Большая работа в этом направлении проделана. Модельный закон о конкуренции, подписанный президентами трех стран, вобрал в себя лучшие нормы конкурентного законодательства как государств - участников союза, так и развитых стан. Сейчас идет процесс правовой имплементации его в национальные реалии.
Бизнесмены трех стран получили доступ к электронным госзакупкам. Но возникает вопрос: возможен ли сговор? А если кто-то умышленно снижает цены? В Российской Федерации защитные нормы на сей счет есть, в Казахстане и Беларуси - пока нет.
Еще одна очевидная проблема - контроль за интеллектуальной собственностью. Ее, безусловно, надо защищать. Но патент на товарный знак становится удобным инструментом создания монополии. Нурлан Алдабергенов привел такой характерный факт. Продажи европейской продукции в страны "тройки" осуществляются нынче только официальными дистрибьюторами, которые зачастую делают необоснованные наценки. По подсчетам российской Высшей школы экономики, стоимость оригинальных запчастей к автомобилям в итоге оказывается завышенной до 80 процентов, спорттоваров - на 45 процентов, парфюмерии - на 60 процентов. Точно так же продаются важные промышленные и промежуточные товары, оборудование, тяжелая техника.
- Эти вопросы сейчас в комиссии бурно обсуждаются с участием вице-премьеров наших стран, - сообщил Нурлан Алдабергенов. - До конца года должны прийти к общему мнению. Нужно дать свободу бизнесу. Пусть любой поставщик привозит оригинальный европейский товар и продает его. А если от этого в какой-то степени будет страдать национальный производитель - давайте его защищать.
В Российской Федерации построено 26 мощных предприятий по сборке техники мировых автоконцернов. Но если белорусский предприниматель захочет купить автомобиль российской сборки, то сможет это сделать только у официального дилера. А если приедет в Германию или Японию, где цена оригинальной модели намного ниже, и договорится о поставках, ему это запретят. Но зачем переплачивать? Дилеры на территории Таможенного союза делают то, что никогда не позволят у себя в стране.
Беспокоит министра и разница цен на другие товары и услуги. Роуминг, например. Вилка тарифов на звонки в домашней сети и роуминге у сотовых операторов, зарегистрированных во всех трех странах, в России отличается в 28-48 раз, в Казахстане - в 21, и в 55 раз - в Беларуси. В итоге путешествующие граждане стараются пользоваться другими видами связи, покупают национальные sim-карты. Особенно это чувствительно для населения приграничных регионов. 6 казахстанских областей граничат с 11 российскими. Вблизи границы телефоны местных жителей частенько ловят российскую линию по роуминговым тарифам. Это очень неудобно и неправильно. "Границы мы открыли, теперь надо сделать так, чтобы людям в результате жилось легче. Роуминг надо обнулить в ближайшее время!" - таково мнение министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК.
Еще один важный вопрос - авиаперевозки. Товарооборот между странами растет, население активно перемещается в едином пространстве. А цены на авиабилеты у различных компаний отличаются. Факт: перелет из Москвы в Астану (2300 километров) обойдется в 12-13 тысяч российских рублей, а практически на то же расстояние, но из Москвы в Караганду - 6,5 и 5,4 тысячи. В итоге люди, которые хорошо умеют считать деньги, вынуждены ехать в Караганду, чтобы потом лететь в Москву. Это ненормально и неправильно, как и то, что железнодорожные перевозки из Москвы в Минск и Астану по цене сравнялись со стоимостью авиабилета. Хотя любому экономисту ясно: этого не может быть! И подобных примеров немало. Фосфатное сырье от одного и того же поставщика в России будет в полтора раза дешевле, чем в Беларуси. А лекарства одних и тех же поставщиков из Европы в России в два раза дороже, чем в Казахстане и Беларуси. Почему?
Одно из основных направлений работы нового наднационального антимонопольного органа - приводить такого рода перекосы цен в соответствие и гарантировать равные конкурентные условия на территории единого экономического пространства.
Источник: Российская газета