Власть заблудилась в антисанкциях

16.09.2014

Реакция российских чиновников на новые санкции Запада оказалась весьма противоречивой. Одни пообещали в ответ запретить импорт европейской одежды и подержанных автомобилей. Другие пригрозили ввести эмбарго на ввоз нефтепродуктов, холодильников и другой техники. Об отмене транзитных авиаперевозок через Россию министры больше не говорят. Зато ищут виноватых в разгоне инфляции – то ли это авторы продуктового эмбарго, то ли производители кормов. Несмотря на разноголосицу, чиновники уверяют, что у них есть продуманный план: раздать компаниям резервные деньги и, возможно, поднять налоги

У России есть продуманный антисанкционный план действий, в котором предусмотрены как самые жесткие меры, так и относительно мягкие. Об этом в конце недели рассказал в интервью «Вести в субботу» помощник президента Андрей Белоусов. «План был разработан еще как только мы узнали или почувствовали, что санкции возможны», – пояснил Белоусов.

Впрочем, если учесть все заявления и решения последних недель, то возникают сомнения в глубине проработки антисанкционного плана, если только этот план не предполагает создание максимальной неопределенности относительно будущих действий правительства. Если последнее предположение верно, то нужно признать, что власти успешно справляются с выполнением плана. Ведь чем больше высокопоставленных чиновников высказывались по поводу санкций, тем меньше оставалось ясности, что именно Россия хочет противопоставить давлению Запада.

В Кремле, похоже, задумались, насколько эффективным и полезным было решение о продуктовом эмбарго. Признаком этих сомнений стало заявление Андрея Белоусова, что продуктовое эмбарго не виновато в росте цен на продовольствие. «Цены у нас действительно подросли. Только я вам скажу, что это никакого отношения к антисанкциям не имеет, потому что они все подросли еще до того, как мы это все ввели, – пояснил Белоусов. – В основном это связано с удорожанием кормов, которое идет еще из позапрошлого урожая». Отсюда рост цен на молочную продукцию и мясо птицы. Если же не брать эти локальные удорожания, российский рынок «сейчас достаточно стабилен», считает Белоусов.

Такой вывод выглядит странно, особенно если вспомнить, что в Минэкономразвития (МЭР) сейчас пересматривают прогноз по инфляции на конец этого года. Как сообщал Интерфакс, в рабочей версии уточненного макропрогноза на ближайшую трехлетку прописано, что инфляция по итогам 2014 года будет уже не 6%, а 7–7,5%. По данным Интерфакса, директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭР Олег Засов пояснил, что прогноз пересмотрен из-за введенных правительством ограничений на импорт сельхозпродукции и продовольствия.

Кроме того, если продуктовое эмбарго не способно повлиять на рост цен, тогда неясно, зачем в стране создана специальная правительственная межведомственная комиссия по мониторингу этого роста. Почему Минсельхоз и Федеральная антимонопольная служба в течение последних недель сообщали о резком удорожании мяса птицы и свинины? Почему резко дорожают филе рыбы и сыры? (Об этом, как передавал Интерфакс, уже сообщал источник в одном экономическом ведомстве.) Аграрии с выводом Белоусова о причинах роста цен не согласились. Ведь корма, как уточнил первый зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский, на самом деле дешевеют.

Другими словами, выясняется, что у власти нет даже общей оценки последствий уже введенных антисанкций. А без понимания последствий трудно ожидать ясности и в вопросе о будущих ответных мерах. Не случайно Белоусов пока не стал раскрывать конкретные детали нового антисанкционного плана, сославшись на то, что не хочет раскрыть «оперативные планы Генштаба по случаю войны». Но все же он намекнул, что в ответ Москва может ограничить теперь импорт автомобилей, прежде всего подержанных, некоторых видов одежды и продукции деревообработки, также ограничения могут коснуться ряда финансовых услуг. А глава МЭР Алексей Улюкаев заявил, что антисанкции могут предполагать запрет на импорт холодильников, компрессоров и продукции нефтехимии.

В начале прошлой недели в интервью газете «Ведомости» премьер Дмитрий Медведев допустил, что Россия может закрыть воздушное пространство для полета западных авиаперевозчиков. Сейчас об этой мере чиновники предпочитают не вспоминать. Медведев тогда говорил, что России на новые санкции Запада «придется отвечать асимметрично». Спустя несколько дней политическое руководство уже давало понять, что оно примет «адекватные меры».

Белоусов вслед за президентом Владимиром Путиным уверял, что ответные меры – как и в случае с продовольственным эмбарго – будут приняты с целью не столько наказать Запад, сколько простимулировать отечественного производителя, не навредив внутреннему потребителю. Вероятно, этим и объясняются слова Белоусова, что продовольственное эмбарго не виновато в росте цен. Тем самым граждан убеждают, что антисанкции безвредны для российской экономики. Польза от антисанкций для отечественного производителя теоретически возможна. Но проблема в том, что для возрождения собственного производства требуются долгие годы. Одного года для запуска нового производства с нуля на территории страны недостаточно.

Предлагаемые меры антисанкционной поддержки секторов экономики тоже выглядят противоречиво. Минсельхоз предлагал увеличить в условиях санкций объем господдержки агропромышленного комплекса (АПК) в 2015 году с текущего уровня в 166 млрд руб. до 253 млрд руб. Однако возглавляемая Аркадием Дворковичем правительственная комиссия по АПК отложила решение по этому вопросу на потом. Ранее, на заседании 7 августа, Дмитрий Медведев рассказал, что правительство направит на поддержку российских аграриев около 50 млрд руб. – это будут субсидии на возмещение регионам части процентной ставки по кредитам.

Куда щедрее обещает быть государственная поддержка крупнейших сырьевых компаний. В субботу министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство может распечатать 40% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) сверх обговоренных 60% в случае ухудшения ситуации. Пока, по словам Силуанова, власти этого делать не планируют.

Примечателен сам факт того, что министр допустил такой вариант развития событий. Ведь буквально две недели назад Владимир Путин, обсуждая проблемы с финансированием проектов на Дальнем Востоке, предупредил правительство, что расходы из ФНБ сверх уже обговоренных объемов увеличиваться не будут.

В ФНБ по состоянию на 1 сентября 2014 года находится 85,3 млрд долл. Уже обговоренные 60% ФНБ в правительстве решили инвестировать в инфраструктурные проекты, проекты Росатома и Российского фонда прямых инвестиций, а также, если понадобится, перераспределить часть этих средств в пользу крупных компаний, потерявших из-за санкций внешние рынки заимствований, – это прежде всего «Роснефть» и НОВАТЭК.

Ожидается, что скоро эти компании столкнутся с серьезными проблемами из-за санкций. Но пока, судя по отчетности за полугодие, особого провала по добыче углеводородов у них не видно – добыча углеводородов в годовом выражении растет. Почти каждое новое заявление какого-либо чиновника очень скоро отменяется или видоизменяется его коллегами или им же самим. Так, Алексей Улюкаев рассказал, что господдержка может касаться не только нефтяных компаний и их инвестпрограмм, но и банков, оборонных предприятий. Он не исключает ни одного из направлений поддержки.

Но Антон Силуанов тут же уточнил, что дополнительной поддержки госбанков на фоне санкций пока не планируется. И одновременно с этим глава Сбербанка Герман Греф предупреждает: «По факту ситуация сейчас значительно хуже, чем в этих санкциях написано». Потому что «де-факто финансирование сейчас нельзя привлечь ни на какой срок, внешние рынки закрыты для российских банков». Еще один пример противоречий. Центробанк (ЦБ) в пятницу решил не повышать ключевую процентную ставку, оставив ее на уровне 8% годовых. Регулятор решил таким образом поддержать экономический рост, несмотря на рост цен и на очередной обвал курса национальной валюты почти до 38 руб. за 1 долл. И тут же регулятор предупреждает, что в случае сохранения высоких инфляционных ожиданий он все же поднимет ставку. Между тем поводов для охлаждения инфляционных ожиданий все меньше – ведь таково побочное действие антисанкций Москвы. Алексей Улюкаев называет позицию ЦБ взвешенной и правильной, хотя для поддержания экономического роста, как говорили эксперты, ключевую ставку надо не просто не поднимать, а существенно опускать.

Общий разлад в правительственной картине мира можно проиллюстрировать, наконец, заявлениями первого вице-премьера Игоря Шувалова о налоговых планах правительства. До 2018 года, по его словам, в стране не будут повышаться налоги на доходы физических лиц и добавленную стоимость. Но, как затем сообщил Шувалов в интервью для «Вестей в субботу», мы ведь сейчас «живем в очень жестких внешних условиях», «темпы экономического роста недостаточно высокие», поэтому «может быть, придется менять этот подход». А значит, налоги то ли повысят, то ли нет. То же самое с санкциями и антисанкциями – то ли они поддержат отечественного производителя, то ли нет. То ли они ускоряют рост цен, то ли нет.

Несмотря на это, Шувалов предлагает воспользоваться санкциями для экономического рывка и ссылается на позитивный опыт Китая, против которого в 1989 году после трагедии на площади Тяньаньмэнь ввели санкции: «Китайцы тогда очень здорово воспользовались этими санкциями, как ни странно. Совершили один из самых первых рывков, который их превратил в тот Китай, каким он стал».

Источник: Независимая газета