Иностранные номера проведут через таможню
06.08.2014
ГИБДД будет проверять таможенные документы у водителей с иностранными номерами
С 12 августа сотрудники ГИБДД начнут проверять таможенные документы у водителей автомобилей с иностранными номерами. Автомобилистам придется доказать, что их машина законно находится в РФ. Нарушителям ПДД грозят штраф и конфискация машины. Эксперт уверен, что на такие меры ГИБДД пришлось пойти, чтобы снизить поток подержанных автомобилей с Украины.
После 12 августа сотрудники Госавтоинспекции при остановке транспортных средств, участвующих в движении из одной страны в другую, будут требовать от водителей предъявить удостоверение о временном ввозе автомобиля на территорию Таможенного союза (ТС).
Согласно изменениям в ПДД, у водителей автомобилей с иностранными номерами помимо проверки регистрационных документов и водительских прав сотрудники ГИБДД будут проверять наличие соответствующих документов, предусмотренных таможенным законодательством, в том числе во взаимодействии с таможенными органами.
Как напомнили в ГИБДД РФ, иностранные физические лица имеют право временно ввозить зарегистрированные на территории иностранных государств автомобили на единую таможенную территорию для личного пользования. В течение всего своего временного пребывания на территории ТС водитель освобождается от уплаты таможенных платежей. При этом срок временного пребывания не может превышать один год.
Однако нередко физические лица временно ввозят транспортные средства на единую таможенную территорию ТС без соблюдения обязательств по обратному вывозу. После чего они продают эти авто или отдают их в пользование другим лицам.
Получается, что автомобили в дальнейшем остаются на единой таможенной территории незаконно и без уплаты соответствующих таможенных платежей.
За такие нарушения ч. 1 ст. 16.18 и ч. 2 ст. 16.24 КоАП предусмотрена ответственность в виде административных штрафов в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией транспортного средства или без таковой.
Как пояснил «Газете.Ru» источник в таможенных органах, удостоверение о временном ввозе транспортного средства оформляется на таможенном посту при пересечении границы иностранным водителем. После чего данные об автомобиле вносятся в единую таможенную базу, для того чтобы автомобиль нельзя было продать.
Однако многие иностранные водители продают такие автомобили по доверенности, после чего их новые владельцы периодически выезжают с территории РФ, чтобы, сразу вернувшись, вновь поставить соответствующий въездной штамп.
Особенно актуальной проблема автомобилей с иностранными номерами стала в 2012 году, когда в городах Прибалтики был отменен налог на вывоз подержанных легковушек. Образовался целый бизнес, участники которого начали скупать в Европе подержанные иномарки и продавать их иностранцам в несколько раз дороже, не снимая машины с учета в Прибалтике. Таким образом происходило уклонение от высокой таможенной пошлины. Основными покупателями стали жители Средней Азии, которые используют авто в качестве такси.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов пояснил «Газете.Ru», что никто не может разрешить иностранному гражданину передоверить право управления его автомобилем россиянину.
«Дело в том, что в России высокие таможенные пошлины на автомобили, которые порой доходят до стоимости самой машины, — говорит Шкуматов. — И многие стараются их не платить: автомобили продаются без снятия с учета в своей стране. В России водители ездят по доверенности, но не растамаживают их, давая обещание выехать из страны. Некоторые сотрудники таможни даже оказывают соответствующие услуги по заезду и выезду автомобилей на территорию РФ. Это даже не коррупция, и многие люди ездят именно таким способом, отмечаясь на границе каждые полгода. Официально поставить штамп стоит 4 тыс. руб. Получается, за год нужно отдать 8 тыс. руб. Очень удобно: штрафы за нарушения ПДД не приходят».
Шкуматов уверен, что в этот раз изменения в ПДД внесены для защиты российского рынка от потока подержанных автомобилей с Украины.
«Скорее всего, активность ГИБДД связана с тем, что в Россию через Крым хлынуло большое количество украинских автомобилей, — считает Шкуматов.
— На Украине экономический кризис, у большинства зарплаты упали в пять раз, и многие, чтобы выжить, продают свои автомобили. Поскольку у нас нет единого таможенного пространства с Украиной, автомобили из этой страны мы должны растамаживать. Поэтому автомобили продаются по доверенности, и в России люди катаются с украинскими номерами. При этом автомобильный рынок в России падает, нам некуда девать собственные автомобили — конечно, таким образом чиновники с помощью ГИБДД будут пытаться защитить рынок.
Потенциал такого «серого» экспорта велик: это сотни тысяч автомобилей. И главным образом будут ввозиться премиальные автомобили».
Шкуматов считает, что многие автовладельцы, использующие «серые» схемы, экономят деньги на том, чтобы оформить выезд и въезд на территорию РФ. Главным наказанием для них станет то, что автомобиль могут увезти на штрафстоянку, вернуть откуда его будет весьма непросто.
Отметим, что накануне Министерство экономического развития уже выразило опасение по поводу увеличения потока подержанных машин из Европы, которые пойдут транзитом через Украину на российскую территорию. Об этом заявил Александр Цыбульский, директор департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и сотрудничества со странами СНГ.
Источник: "Газета.Ru"