Санкции вынуждают искать новые рынки

25.07.2014

Российским бизнесменам, специализирующимся на производстве промышленной продукции, придется заняться изучением языков и специфики развивающихся стран (в основном азиатских), а также немногих оставшихся государств с авторитарными режимами. Именно за счет их рынков правительство намерено расширить экспорт несырьевых товаров. Интерес России к этим рынкам уже заметен. Эксперты отмечают, что за первые пять месяцев 2014 года товарооборот РФ и КНР со странами БРИКС и АСЕАН вырос почти на 5%, причем не только за счет сырья

На вчерашней встрече с российскими торгпредами российский премьер-министр Дмитрий Медведев поставил весьма амбициозную задачу: опередить рост мировой торговли и вывести российскую внешнюю торговлю на темпы роста не менее 6%. Проблему высокой зависимости экономики от экспорта сырья Медведев поднимал еще в бытность президентом. Теперь, уже в ранге премьера, он озвучил "дорожную карту" для российских торгпредств, назвав наращивание экспорта промышленной продукции одной из главных задач их работы за рубежом на ближайшее время. Также торгпредства должны заниматься защитой интересов отечественных компаний за рубежом (используя, в том числе, механизмы ВТО) и активнее работать над привлечением иностранных инвестиций.

Несмотря на все попытки слезть с "сырьевой иглы", сырье до сих пор составляет более половины российского экспорта, а вклад России в мировой оборот несырьевых товаров ничтожно мал — около 1,5%. Премьер дал указание торгпредам увеличить количество экспортеров за счет привлечения к проектам компаний из регионов РФ, а также малых и средних предприятий. "Любые случаи дискриминации надо отслеживать и разъяснять смысл принимаемых нами ответных мер. Мы не можем позволить, чтобы кто-то поддерживал свою экономику за наш счет", — подчеркнул глава правительства.

Он также порадовал торгпредов, сообщив, что их перевели в высшую группу должностей государственной и гражданской службы с соответствующим повышением должностного оклада, — видимо, для лучшей мотивации.

Между тем, потенциальные рынки сбыта российских несырьевых товаров постепенно сужаются. Выступивший вслед за премьером министр экономического развития России Алексей Улюкаев выделил три структурных блока, с которыми предстоит иметь дело торгпредам: развивающиеся страны с растущими рынками, развитые экономики и страны, где высока степень административного влияния.

В рамках первого блока, по оценке главы МЭР, Россия вполне конкурентоспособна по соотношению цена-качество в большинстве видов товарной продукции и может добиться наибольших успехов.

С развитыми государствами сложнее. Они вводят санкции против России, и здесь главной задачей торгпредов должно стать содействие трансферту технологий, привлечению инвестиций и локализации на территории РФ современных высокотехнологичных производств.

Под третьим блоком стран, видимо, имелись в виду оставшиеся авторитарные режимы, где без помощи торгпредств бизнесу в принципе работать чрезвычайно трудно. "Но мы тоже здесь должны нарабатывать соответствующие очки", — подчеркнул Улюкаев.

В кулуарах мероприятия одной из главных проблем российской внешней торговли назывались санкции и попытки давления через третьи страны. Это не может не повлиять на российскую внешнеторговую политику, которая, как и любая другая, очень чувствительно реагирует на подобные внешние воздействия. Как пошутил в беседе с корреспондентом "Росбалта" замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев, вспоминая Дарвина, можно сказать, что выживает не сильнейший, а тот, кто наиболее быстро и эффективно реагирует на внешние изменения.

Самой простой, линейной реакцией России стало смещение интересов на другие рынки. В первые пять месяцев 2014 года товарооборот РФ и КНР стран вырос почти на 5%, причем не только за счет сырья. Темпы роста товарооборота со странами БРИКС и АСЕАН в этом году на порядок больше, чем с теми странами, которые прямо или косвенно поддерживают санкции против России. Интенсифицировалась работа на уровне взаимодействия b2b и между экономическими блоками — с объединениями, находящимися в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, а также Южной Африке. "Мы будем наращивать взаимоотношения Евразийского экономического союза с экономическими группировками по всему миру", — подтвердил Лихачев.

По оценке замдиректора аналитического департамента компании "Альпари" Дарьи Желанновой, темпы роста в 6% выглядят хотя и амбициозно, но вполне реализуемо. "Интерес у развивающихся стран вызывает продукция российского ВПК. Страна занимает второе место в мире по экспорту вооружений в мире, к тому же сейчас идет активное перевооружение армии", — заявила она. По ее оценке, помимо уже налаженных поставок, Россия может предложить новые системы, к примеру, идет обсуждение поставок С-400 в Китай. Кроме того, странам АТР и Латинской Америки интересна продукция машиностроения – и легкого, и тяжелого. Серьезный интерес также представляет строительство АЭС и сопутствующая поставка топлива. "К тому же, есть перспективы оказания работ по бурению на шельфе и других трудных месторождений силами российских компаний", — отметила она.

Относительно темпов роста внешней торговли России с Желанновой согласен и старший аналитик рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Максим Плешков. Однако первым условием для реализации такого плана он считает выработку единой и последовательной внешнеторговой политики, целенаправленную работу торгпредств, а также упрощение таможенных процедур и финансовую поддержку экспорта за счет создания профильных кредитных и страховых институтов.

Источник: Pocбалт