Яценюк не хочет торговать с Россией

23.07.2014

Украина хочет отказаться от торговли с Россией. Премьер-министр республики Арсений Яценюк посоветовал всем местным товаропроизводителям искать себе новых покупателей. Причем, по заявлению главы Кабмина, разрыв торговых отношений между враждующими странами может произойти в двустороннем порядке. Хотя пока, несмотря на локальные стычки и порой надуманные претензии Россельхознадзора, до полномасштабной торговой войны дело не дошло. До сих пор Киев уговаривал Запад применять против Москвы все новые санкции, в том числе и торговые, притом что сама Украина никаких официальных ограничений в этой сфере не вводила

"Когда западные страны вводят санкции против России, закрывают рынки, несут убытки, а мы сидим и думаем, что оно все так просто пройдет, — это неправильно, — объяснял суть высказанных им предложений Яценюк. — Я понимаю все экономические последствия, и вы понимаете. Но я также понимаю, что Россия — это не единственный рынок в мире, куда украинская продукция должна поставляться. Поэтому правительство готово сделать все для того, чтобы в краткосрочной перспективе мы диверсифицировали рынки".

По оценкам украинского Кабмина, если этот разрыв произойдет, то потери украинской экономики могут составить до $5 млрд. Это цифра, в которую украинские власти оценивают прибыль, которую получают местные производители на поставках своих товаров в Россию. Хотя, скорее всего, все гораздо серьезней. Так, по официальным данным украинского Госстата, в 2013 году товарооборот между двумя странами составил $38,2 млрд. Для сравнения: общий товарооборот Украины со странами Европы составляет $45,6 млрд, с Китаем — $10,6 млрд, с Белоруссией — $5,6 млрд, с Турцией — $5,7 млрд. На поставках своей продукции в Россию украинские производители получали выручку в размере $15,1 млрд.

В целом, около половины своей продукции, ориентированной на экспорт, Украина поставляет в Россию. Еще интереснее тот факт, что в РФ отправляются главным образом товары украинского автомобиле-, вагоно- и приборостроения, продукция обрабатывающей металлургической отрасли. Одних только легковых автомобилей России Украина продала на $80 млн. А в Европу, если не считать продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности, Украина продает главным образом сырье — руды цветных и черных металлов, уголь, редкоземельные металлы.

Насколько важна для Киева торговля с Москвой, также показывает статистика. В январе-феврале 2014 года, когда военно-политического противостояния между странами еще не было, но конфликт уже маячил на горизонте, объемы торговли между двумя соседними странами упали только на 10,5% по сравнении с двумя первыми месяцами 2013 года. Причем импорт упал на 30,5%, а экспорт даже вырос на доли процента.

Но деньгами разоренная Украина готова пожертвовать — ради политической конъюнктуры. "Получается так: мы в фактическом состоянии войны и говорим — купите, пожалуйста, у нас на миллион долларов нашей продукции. Оно как-то не стыкуется в моей голове, и я не знаю, возможно, для кого-то это нормально, но для меня это не нормально, — заявил недавно Арсений Яценюк. — Газ перекрыли, цену поставили в $500, при этом осознавая, что каждый из вас страдает, включая всю страну. Торговое эмбарго введено на всю продукцию, на которую можно и нельзя было ввести. Оставили только то, без чего они обойтись не могут", — говорит украинский премьер.

Тем не менее, несмотря на утверждения Яценюка, торговой блокады между Украиной и Россией не случилось до сих пор. Хотя кое-какие проблемы отдельные бизнесмены уже ощутили. Россия запретила импорт некоторых видов украинских молочных продуктов, Киев в свою очередь ввел ограничения на поставки из РФ кондитерских изделий, сыра, рыбы. На днях Украина отказалась от сотрудничества с Москвой в военной сфере, Россия прекратила закупки украинского угля.

За первое полугодие Украина потеряла на падении экспорта в Россию $2,8 млрд, а за счет активизации торговли с ЕС выручила дополнительно только $1,2 млрд. Плюс ко всему, Украина не может отказаться не только от российского газа, но и от российского бензина, от топлива для украинских АЭС, от продукции российского химпрома. Дело в том, что многие производственные цепочки между Россией и Украиной сформированы еще в советское время, и часть украинской промышленности просто не может отказаться от российских комплектующих.

Для России потеря украинского рынка тоже будет более чем значимой. Но тут необходимо учитывать, что Украина это только 7% общего российского импортно-экпортного товарооборота. Так что эту утрату российская экономика наверняка переживет, хотя и ей придется искать замену, например, украинским поставщикам продукции оборонной промышленности.

Видный украинский экономист, аналитик CASE-Украина Дмитрий Боярчук признается, что вообще не понял, о чем говорил Яценюк. "Вроде как на полноценную войну никто не пока не решался. Россия перекроет импорт из Украины? Но ведь таких планов вроде не было. Мы перекроем импорт из России? Но в основном это нефть и газ. Что тут перекрывать?", — недоумевает эксперт. — Не совсем понятно, откуда идея. Но если представить теоретически такую возможность — это, конечно, будет шок для обеих сторон", — добавляет он. Особенно тяжело придется тем предприятиям, которые продают свою продукцию только в Россию: в украинском бюджете просто нет денег для поддержки этих компаний на плаву до тех пор, пока они не найдут новые рынки сбыта своей продукции. "Это будет наша шоковая терапия. С другой стороны, появляется шанс избавиться от рудиментов советской промышленности", — заключает он.

Сейчас украинский Кабмин рассчитывает на то, что в этом году ВВП страны упадет на 6,5%. Примерно такие же цифры — до 7% — называет МВФ. А если еще и призывы Яценюка будут реализованы, то Украина эту экономическую ситуацию просто не переживет.

Источник: Pocбалт