Захваченный литовский БПЛА оказался самоделкой контрабандистов

19.05.2014

Неделю назад региональное управление Пограничных войск Калининградской области сообщило о перехвате литовского беспилотника, нарушившего границу России в районе реки Неман еще в начале мае. В СМИ тут же появились предположения, связывавшие данный инцидент с резким повышением активности сил НАТО в Прибалтике в связи с обострением ситуации вокруг Украины. Обнародованные 17 мая подробности не оставили камня на камне от этой версии, изделие оказалось делом рук креативных контрабандистов

Беспилотник оказался самоделкой, изготовленным литовскими умельцами из пенопласта, реек и фанеры. При этом аппарат имел размах крыльев 4 метра, был снабжен мотором и GPS-навигатором, а также радиоуправлением. Грузоподъемность – 10 кг. Ориентировочная стоимость такой машины – около 8 тыс. долл. В разобранном виде беспилотник в микроавтобусе завезли из Литвы через Советск. На российской территории к самолетику прикрепили коробку с 50 блоками сигарет и направили в Литву. На этом этапе акция креативных контрабандистов из интернациональной русско-литовской группы и была пресечена бдительными пограничниками. Теперь последние вместе с коллегами из Литвы пытаются выяснить, насколько велик авиапарк у лиц, промышляющих переброской более дешевых российских сигарет на правый берег Немана, где они стоят в полтора раза дороже.

Активное использование диспаритета цен, установленных на российском и литовском берегах Немана, уже второе десятилетие подряд способствует развитию контрабанды в местном приграничье. Власти Литвы были вынуждены ввести ограничение на поездку своих граждан на машинах в Советск и другие города приграничья, т.к. люди превращали свои авто в «бензовозы» за счет установки дополнительных баков. Ввезенное из России топливо потом активно продавалось на нелегальных заправках. Последние три года пересекать границу на машине можно не чаще пять раз в месяц.

Излюбленным контрабандным товаром на берегах пограничной реки остаются сигареты. Товар, легкий по весу, приобретается совершенно легально, и обеспечивает большую прибыль. Устойчивые российско-литовские группировки хорошо отработали логистику своих операций: от товарных закупок сигарет до их переправы через границу и последующую реализацию в Литве. О масштабах бизнеса свидетельствуют данные опросов литовских курильщиков: едва ли не каждая четвертая выкуренная ими сигарета является контрабандной.

Основным препятствием для никотиновых альянсов является пересечение границы. Одни пытаются использовать для этого погранпереходы, оборудуя тайники в легковушках и грузовых фурах. Другие предпочитают форсировать Неман на лодках и десантных плотиках. Неоднократно фиксировались случаи использования для транспортировки сигарет аквалангистов, которые тянут за собой на тех же плотиках герметично упакованные блоки сигарет.

Эксперты уже давно ожидали расширения ассортимента средств доставки контрабанды за счет воздухоплавательных аппаратов. Хотя большинство из них прогнозировали появление более привычных приспособлений подобного рода: воздушных шаров или мотодельтапланов. Кустарный беспилотник стал неожиданностью.

Масштабы табачной волны, которая переливается через границы Калининградской области в Евросоюз, заставили представителей ЕС выступить с предложением о закрытии Балтийской табачной фабрики, с которой начинается один из маршрутов контрабандного потока. Что вызвало резонные возражения: нелегальные сигареты в ЕС поступают не только из российской Прибалтики, но и из Белоруссии и Китая. Тем паче, что калининградские табачники никаких российских законов не нарушают.

На ситуацию могла повлиять политика федеральных властей, последовательно повышающих акцизы на сигареты. В конце прошлого года уже были зафиксированы уникальные для Принеманья обратные маршруты контрабанды, когда в Калининградскую область из Литвы пытались нелегально ввезти уже белорусские сигареты. Развитию данного процесса помешал стремительный обвал курса рубля, который вернул интерес к незаконным переброскам калининградских табачных изделий привычным маршрутом – в Польшу и Литву.

Источник: Независимая газета