Мифы и реальность электронной очереди GoSwift
25.02.2014
Вот уже более двух лет в Эстонии для автомобилей, которые пересекают российско-эстонскую границу, действует система электронной очереди GoSwift. Сегодня ее разработчик и оператор, осуществляющий техническое обеспечение, - компания GoSwift OU (ранее это была Girf OU) - победно рапортует на сайтах (www.eestipiir.ee, www.goswift.eu) об ежегодной экономии 4 млн евро за счет отсутствия простоя грузовиков в очередях в ожидании пересечения границы. Однако, как показывает сложившаяся на данный момент практика, реальная картина имеет весьма отдаленное отношение к той ситуации, которую на словах представляют заинтересованные лица
По данным Налогово-таможенного департамента Эстонии, за 2010 год среднее время ожидания грузовика в очереди, выстраивающейся к наиболее загруженному пограничному пункту Нарва, составляло порядка 60 ч, то есть 2,5 дня. По сведениям, опубликованным оператором системы GoSwift, сейчас среднее время ожидания в бронированной очереди в той же Нарве составляет 3-3,5 дня, то есть оно на сутки (!) превышает срок ожидания в прежних живых очередях. При этом бывает, что реальный период простоя порой доходит до 5-8 дней!
Здесь также следует пояснить некоторые технологические особенности функционирования системы GoSwift. Так, при подаче заявки на постановку грузовика в очередь водителю теперь в обязательном порядке требуется указывать номер экспортной таможенной декларации. При этом собственно возможность забронировать время пересечения границы возникает только после погрузки товара на транспортное средство и оформления экспортной декларации. Однако зачастую случается, что к этому моменту все ближайшее время прибытия в пункт пропуска оказывается уже забронированным.
В результате автомобиль может зарегистрироваться лишь на свободное «окно» в очереди и ему приходится где-то простаивать в ожидании возможности пересечь границу. При этом важно подчеркнуть, что все это время загруженное транспортное средство или прицеп не могут выполнять никакой другой работы! Так что ни о какой возможности для компаний, осуществляющих международные перевозки, обеспечить более рациональное использование подвижного состава, на что в свое время указывали инициаторы введения электронной очереди, речь идти не может.
При этом сами эстонские перевозчики оказались в гораздо худшей ситуации, чем их коллеги из других стран, например Латвии, Литвы или Польши. Последние после бронирования места в очереди имеют возможность хотя бы часть времени до установленного момента прибытия на границу провести в движении. Сторонники GoSwift бесспорно правы, когда утверждают, что грузовики теперь не простаивают непосредственно в физической очереди вблизи границы. Это, безусловно, положительный момент. Однако хоть сколько-нибудь приблизиться к реализации основного принципа современной логистики «just-in-time» указанная система не позволяет.
Еще одной существенной негативной особенностью системы GoSwift является то, что она предусматривает неукоснительное выполнение водителем одного обязательного требования: транспортное средство с грузом должно минимум за три часа до забронированного времени прибыть на специальную приграничную парковку. Причем через нее проходят все без исключения выезжающие за рубеж автомобили, а за услугу по нахождению на ней водители вынуждены выплачивать немалые суммы. Нести расходы за парковку приходится независимо от того, есть ли очереди на границе или их нет.
Подтверждением сказанному являются размещенные на сайте www.eestipiir.ee правила приобретения, пользования и отказа от услуг GoSwift. Из пункта 10 следует, что «до направления на пограничный пункт все транспортные средства категорий A, B, BC и D с предварительным бронированием обязаны прибыть в зону ожидания не позднее начала забронированного времени, а транспортные средства категории С с предварительным бронированием - за 3 ч до забронированного времени. Для регистрации прибытия в зону ожидания водитель должен предъявить ее работнику собственные документы и на транспортное средство». Также уточняется, что «границу может пересечь только транспортное средство, направленное на пограничный пункт ожидания. Оформить бронирование непосредственно на пограничном пункте нельзя».
При этом статистика показывает, что вынужденный простой на парковке практически в два раза превышает время, на которое в результате значительных совместных усилий таможенных служб Эстонии и России удалось уменьшить срок прохождения таможенных процедур на пограничных пунктах. На деле получается, что после введения в эксплуатацию системы GoSwift проделанная таможенными службами сопредельных стран работа фактически пошла насмарку. Еще одним существенным недостатком электронной технологии, который ее разработчики усиленно скрывают от общественности, является то, что в большинстве случаев собственно постановка в очередь, а также все без исключения вызовы автомобилей на границу операторы системы производят… вручную!
Поскольку собственно физическая очередь теперь отсутствует, водители ничего не знают о располагающемся впереди транспортном средстве. Возможность контролировать очередность вызова на границу имеется только у операторов системы, что создает широчайший простор для манипуляций со сроком вызова автомобиля на пограничные пункты. Наряду с другими серьезными коррупционными рисками, существующая ситуация создает реальные условия для неконтролируемого и безнаказанного изменения очередности доступа транспорта на пограничный пункт, что является нарушением законных прав водителей, ожидающих пересечения границы в многочасовых очередях.
Соответствие сказанного реальному положению дел подтверждают и появившиеся в последнее время в эстонских СМИ публикации на эту тему. Более того, на одном из круглых столов, прошедших в рамках состоявшейся 23-24 октября 2013 года в Москве Международной выставки «Таможенная служба-2013», руководство некоего приграничного российского таможенного терминала открытым текстом сообщило, что «договорилось» с компанией GoSwift OU о внеочередном пропуске своих клиентов через российско-эстонскую границу. В этой связи уместно поинтересоваться, зачем вообще стоило городить огород с вводом обязательной электронной очереди, если для быстрого и беспроблемного пересечения границы все равно существует возможность кое с кем просто «договориться»?!!
В то же время следует отметить, что у GoSwift существует альтернативная система организации электронной очереди iNext, которая полностью лишена указанных выше недостатков. Заложенные в нее информационные процессы полностью автоматизированы, соответственно, отсутствуют какие-либо посредники между системой электронной очереди и водителями. Еще одним важным отличием iNext является гарантия пересечения границы в забронированное время без необходимости предварительного посещения приграничной парковки.
Кроме того, отсутствует требование об обязательном представлении персональных данных водителей и сведений об имеющихся у них проездных документах. Как известно, при регистрации в GoSwift всю эту информацию необходимо вносить, что подтверждает приведенный здесь скриншот. Следует также отметить, что необходимость сбора, хранения и обеспечения защиты персональных данных и сведений о товарах существенно удорожает стоимость эксплуатации системы электронной очереди. Недоумение вызывает и тот факт, что сбором и хранением личных данных о пересекающих границу водителях, в том числе и из числа иностранных граждан, занимается не государственная, что в существующей ситуации хотя бы было объяснимо, а частная структура.
При этом на самом деле собственно потребность и необходимость в сборе таких сведений в системе электронной очереди полностью отсутствует, так как в ходе прохождения паспортного контроля компьютерная система шенгенского пространства в доли секунды проверяет сведения о водителе, а таможенная компьютерная система Евросоюза в рамках осуществления предварительного информирования получает данные об экспортируемых товарах заблаговременно. В этой связи возникает резонный вопрос – почему водители должны оплачивать эту работу оператора системы электронной очереди, которая на самом деле никому не нужна? Здесь стоит отметить, что по части технической реализации по итогам конкурса 2010 года система электронной очереди iNext получила оценку, которая была на 25% более высокой, чем у системы GoSwift. По общему результату iNext проиграла конкуренту потому, что разработчики GoSwift предложили по сути демпинговые цены за установленную законодательством Эстонии обязательную платную постановку в очередь для пересечения границы. Здесь следует отметить, что предложенная авторами системы GoSwift первоначальная демпинговая цена за постановку в очередь действовала всего менее полугода. Затем плата за услугу была существенно увеличена.
Как предсказуемо ожидалось, вскоре выяснилось, что выигравшая конкурс компания Girf OU (ныне GoSwift OU)на деле оказалась не в состоянии обеспечить нормальное функционирование системы обязательной регистрации в электронной очереди по заявленной цене. В конечном итоге только за два года эксплуатации системы GoSwift стоимость обязательной регистрации в электронной очереди уже выросла на 30%. При этом в Таллиннском окружном суде рассматривается дело о нарушении компанией GoSwift OU прав на интеллектуальную собственность.
В завершение следует констатировать, что в данном случае имела место банальная и типичная ситуация, когда в угоду сиюминутной мнимой экономии при решении достаточно важной задачи победу в конкурсе чиновники отдали более слабому техническому решению. На деле же все обернулось диаметрально противоположным результатом. Этот выбор чиновников простым гражданам, причем не только эстонским, но и российским, теперь приходится оплачивать по необоснованно завышенной цене при каждом пересечении границы на автомобильном транспорте. В конечном итоге выросли и непроизводственные расходы транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки.
Источник: Виктор Новокрещенов, Эстония, Таможенные новости