Россияне предпочитают ходить в магазин за границу
15.07.2011
Капитал России утекает за границу. Два с половиной процента ВВП вывозят в европейские и американские магазины наши туристы. Ездить "шопиться" в Европу стало для наших сограждан милой традицией, которая для страны превращается в упущенные прибыли и недополученные выгоды. Чем так привлекают европейские торговые центры российского потребителя? О заграничной "шопомании" - корреспондент радио "Вести ФМ" Людмила Шаулина.
Шаулина: Российские потребители к концу года отвезут в заграничные магазины 42 миллиарда долларов - таков результат исследования экспертов "Сити-Банка". Их клиенты, жители городов-миллионников, мужчины и женщины в возрасте от 22 лет, за первую половину года уже потратили больше, чем за тот же период в докризисном 2007-м. Такую статистику приводит руководитель управления стратегического анализа банка Андрей Оберемог.
Оберемог: По сравнению с прошлым годом, с двадцати с небольшим до 28 процентов выросла доля зарубежных покупок. Первая категория, 22 процента от всех расходов, - это гостиницы. А вторая категория - это, конечно, одежда и обувь.
Шаулина: Причин, по которым россияне предпочитают ездить в магазин за границу, ровно две, считает Татьяна Позднякова, президент компании BSG Luxury Group - цена и качество:
Позднякова: Что касается московских цен, а это астрономические суммы, они не просто завышены, а абсолютно не соотносятся с европейскими и тем более с американскими. Люди приходят и говорят: да, мы покупаем ваши туфли в Нью-Йорке, потому, что там они в два раза дешевле, и это правда. Более того, квоты, выделяемые на российский рынок, достаточно небольшие, а вкус закупщиков в России, в частности, в Москве, оставляет желать лучшего.
Шаулина: Бюджеты, который выделяют магазины на закупку коллекций - скромные, однако, выбор должен быть обеспечен. Если не выходить за рамки бюджета так, чтобы была и коллекция, и количество, качество тут же падает. Лев Хасис - председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли в задранных ценах винит заграничные бренды.
Хасис: В связи с низким уровнем конкуренции на российском рынке, большинство западных брендов предпочитают в России максимально много зарабатывать. Могу привести простой пример: есть такая всемирно известная компания LEGO, лидер в производстве игрушек, находится, кстати, в Европе. Из Европы в Россию ее везти гораздо ближе, чем в США. Но игрушка LEGO в России стоит примерно в три раза дороже, чем в Соединенных Штатах.
Шаулина: Налоги и пошлины, добавляет Ксения Рясова - президент компании Finn Flare и Applemoon, еще одна статья экономии. И пусть перелет до Милана войдет в стоимость покупок - на круг все равно выйдет дешевле:
Рясова: Государство, слава богу, снизило пошлины, тем не менее они остаются очень значительными. Кроме того, НДС покупатели платят, а если мы покупаем в Европе, на границе мы возвращаем НДС. 12 % мы возвращаем НДС, плюс еще пошлина, процентов 20 как минимум. Если взять масс-маркет, средний сегмент, то там разница может составить 5 процентов, а если брать люксовые вещи, то разница может быть и в два раза. Если вы зайдете в бутик Chanel или Dolce Gabbana, то там слышится исключительно русская речь.
Шаулина: Законодательно заставить россиян тратить кровно заработанные на дорогие и некачественные вещи, убежден Иван Андриевский, управляющий партнер компании "2К-аудит-Деловые консультации Morison International" - не получится:
Андриевский: Наши люди найдут способ, как вытащить денежку за рубеж. Надо поднимать легкую промышленность, это не так сложно, надо выкладывать на полки наших магазинов конкурентоспособную продукцию. Это возможно.
Шаулина: Татьяна Позднякова предлагает российским продавцам внимательно изучить свой моральный облик и подумать о душе.
Позднякова: Ситуацию можно исправить, когда наши ретейлеры будут ставить адекватную маржу. Если взять очень известные бренды, то наценка могут составлять 4,5 - 5, что, в принцип,е нонсенс для Европы и Америки. А мы пытаемся в эту наценку включить и высокие арендные ставки, хотя и в Европе они тоже немаленькие, и таможню, и налоги, и логистику. И еще - лучше пусть придет один и купит, чем пять зайдут и не купят. Сейчас приходит один, покупает, и все на нем наживаются.
Шаулина: А Лев Хасис считает, что спасение отечественных покупателей и, соответственно российского капитала, придет само.
Хасис: Долго так продолжаться не может, конкуренция будет расти, и, безусловно, со временем уровень цен стабилизируется. Со вступлением России в ВТО также произойдет гармонизация, и потребители почувствуют позитив.
Шаулина: Пока же в позитиве - мегамоллы США, на эту страну приходится 16% от всех платежей за рубежом. Доля Италии 11%, Франции 9%. Пятерку лидеров в 2011 году замыкают Испания и ОАЭ с 4% загранпокупок.
Источник: Вести ФМ