Как запутали продвинутых интернет-покупателей

03.02.2014

Правительство, похоже, еще не до конца определило, как именно будет отрегулирован зарубежный интернет-шопинг. Ситуация на прошлой неделе менялась каждый день

В понедельник министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью агентству "Прайм" сообщил, что чиновники договорились о снижении беспошлинного лимита с €1000 до $150 в месяц, причем общий вес посылок не должен превышать 10 кг. Интернет-сообщество отреагировало призывом бойкотировать отечественные интернет-магазины и взялось за организацию митинга протеста.

Во вторник $150 превратились в €150, а все вовлеченные в процесс ведомства дружно уходили от конкретики: месячный это лимит или для одной посылки, введут ли ограничение по весу, кто и как будет контролировать соблюдение новых правил. А в среду случилась промежуточная победа здравого смысла: на совещании ФТСи Минсвязи с экспресс-перевозчиками были согласованы €200 и 10 кг на одну посылку без ограничения их количества. Однако участники переговоров предупредили, что "на уровне правительства" все еще может поменяться.

Очевидно, что вариант, предложенный ФТС и Минсвязи, защищает интересы "Почты России", отечественных продавцов электронных девайсов, а также китайский рынок. Если кто не помнит, снижение беспошлинного лимита затевалось под флагом борьбы с "серым" импортом: мол, под прикрытием беспошлинных €1000 в месяц бессовестные спекулянты получают в реальности намного больше товаров, которые честные российские магазины могли бы продать раза в три дороже. Вопрос, не проще ли научиться контролировать существующий лимит, даже не ставился. Учитывая основную специализацию лоббистов от доморощенного e-commerce (президент Ассоциации компаний интернет-торговли Сергей Румянцев — гендиректор и соучредитель магазина Enter и топ-менеджер "Связного"), можно предположить, откуда взялись эти €150-200: это минимальная цена более или менее приличных смартфонов.

Борьбу российских коммерсантов за свою товарную нишу можно было бы признать справедливой, если бы не один момент: среди любителей кросс-бордера доля поклонников дешевых гаджетов не превышает 10-15%. То есть под лоббистский каток попали в основном те, кто заказывает одежду, обувь, товары для дома и для здоровья, причем 40% из них — покупатели товаров для детей. Чиновники утверждают, что честные граждане не пострадают: по словам замминистра связи Михаила Евраева, более 80% входящих в страну отправлений в адрес частных лиц и сейчас укладываются в €150. Однако цифры эти не совсем точно отражают интересы покупателей. По данным "Почты России", на которую по-прежнему приходится около 97% кросс-бордера, в 2013 году она доставила из-за границы 35 млн мелких пакетов, 2,8 млн посылок и 1,7 млн экспресс-отправлений (посредством EMS). 35 млн мелких пакетов, приезжающих преимущественно из Китая, и делают статистику, которую приводит Евраев. Китайские продавцы готовы отправлять хоть по паре носков, причем с бесплатной доставкой. 35 млн — это явно не один пакет в одни руки и даже не один в месяц. То есть реальные потребности людей, научившихся тратить не на барахолках и в торговых центрах, а в иностранных интернет-магазинах, не всегда укладываются в €150-200. Об этом говорит статистика мейлфорвардеров (компаний, предоставляющих услуги по консолидации товаров из разных интернет-магазинов) в тех странах, откуда доставка стоит дорого. По данным Shopfans, только 18% приходится на посылки стоимостью до $200, 22% стоят $200-400, 20% — $400-600, 30% — $600-1000. В США или Европе на $300-400 можно полностью одеть ребенка на осенне-зимний сезон или собрать в школу. А ребенок бывает и не один, поэтому вещи, как правило, покупают в разных магазинах, консолидируют на складах мейлфорвардеров — сотня долларов за доставку не съедает экономию, которую получает семья. Лимит в €200 не оправдает стоимость доставки, а значит, покупатели будут либо занижать декларированную стоимость вещей, либо перемещаться в Китай, где ценники заметно ниже. Есть, конечно, и третий вариант — обратить внимание на местные интернет-магазины. Не исключено, что после этого многие предпочтут заплатить пошлины.

Источник: КоммерсантЪ