Бишкек торгуется с Таможенным союзом
30.12.2013
На прошедшем в Москве заседании Высшего Евразийского экономического совета члены Таможенного союза (ТС) не приняли условия Киргизии, на которых она готова войти в это объединение. В итоге работа над "дорожной картой" о вступлении Киргизии в ТС возвращена на уровень экспертных переговоров
Напомним, что Бишкек неоднократно заявлял об особых условиях, на которых возможно его вступление в ТС. Первый вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев снова озвучил их незадолго до поездки в Москву. Судя по сообщениям СМИ, Кыргызстан просил страны Таможенного союза оказать финансовую помощь (предварительная сумма — $200 млн) на оснащение пунктов пропуска, лабораторий, создание стабилизационных фондов для перепрофилирования крупных рынков страны. Кроме того, Бишкек просил предоставить отсрочку по превращению рынков "Дордой", "Кара-Суу" в свободные экономические зоны, создать трудоемкие производства и подписать положение о свободном перемещении трудовых мигрантов — на все это, по мнению киргизских властей, потребуется не менее пяти лет. Условия, выдвинутые Бишкеком, легко объяснимы. Беспошлинная, а часто и контрабандная торговля с Китаем – без преувеличения основа киргизской экономики. Практически все товары на барахолках региона — китайского производства, а профессия "челнока", который ездит за товаром в Поднебесную, стала одна из самых распространенных в регионе. Здесь даже распространена шутка: "Хочешь уехать — учи английский, хочешь остаться — китайский".
Китайское влияние ощущается практически во всех сферах. "Куплю медь, алюминь, бронз", – эту написанную с орфографическими ошибками надпись можно встретить в Киргизии и Казахстане повсюду. Спрос на цветные металлы объясняется просто. В соседнем Китае его стоимость в десятки раз больше. Ежедневно "Камазы", груженые цветными металлами, отправляются к китайской границе. Цветного металла в Киргизии и Казахстане уже практически не осталось, и его завозят сюда контрабандой из Узбекистана, а уж потом переправляют в Китай.
Внутренняя нестабильность в Киргизии, чье правительство слабо контролирует окраины (если вообще контролирует их), и лавина китайского ширпотреба – не единственная проблема, которые необходимо решить для присоединения к Таможенному союзу. С Памира в Киргизию бесперебойно и практически беспрепятственно доставляются наркотики.
Очевидно, что лидеры стран ТС прекрасно понимают, что сулит их странам присоединение Киргизии к их объединению на условиях Бишкека.
"Есть соглашение, стопроцентно должны вступающие их принять. Конечно, если у них какие-то проблемы, давайте потом рассмотрим, если это нужно, но никакого присоединения к Таможенному союзу с сохранением особых режимов мы не должны позволять. Половинчатого вступления не должно быть", — заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Что касается российской стороны, то здесь ни о каком возможном срыве переговоров с Киргизией или отказе этой страны от интеграционных намерений предпочитают не говорить.
"Мы не отгораживаемся от других рынков, напротив, стремимся к гармоничному взаимодействию со всеми заинтересованными странами", — заявил президент России Владимир Путин, открывая заседание совета. Похвалив армянских партнеров за "высокую степень готовности" к принятию на себя обязательств в рамках ТС, Путин отметил, что работа над соответствующей "дорожной картой" в отношении Киргизии "практически завершена".
"Остается решить несколько вопросов, поставленных Бишкеком. Убежден, вместе с киргизскими друзьями нам удастся найти взаимоприемлемые развязки", — заявил российский лидер.
По окончании переговоров тональность заявлений не изменилась. "Мы договорились, что на экспертном уровне продолжим работу (над проектом киргизской "дорожной карты") прямо сейчас, не откладывая это дело в долгий ящик", — приводит заявление Путина официальный сайт Кремля.
Источник: Росбалт