Как россиян отучат от заграничного интернет-шопинга
28.10.2013
Попытки чиновников взять под контроль неконтролируемый рост покупок, которые россияне делают в заграничных интернет-магазинах, наконец получили внятное идеологическое обоснование
Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов сравнил нынешних сетевых шопоголиков с "челноками" прошлых лет. "Эти почтовые отправления растут как снежный ком, и, как следствие, я считаю, будут выпадающие доходы бюджета по отношению к этим товарным партиям, я подчеркиваю — партиям",— заявил он. Прописанных мер по предотвращению налипания новых частиц к снежному кому у таможенников пока нет, но и. о. начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров заметил, что проблему могла бы решить пошлина на онлайн-покупки за рубежом. От 1% до 10% стоимости — ФТС как раз сейчас просчитывает, какая лучше. Вряд ли можно сомневаться, что 10-процентная надбавка к цене излишне дешевых ботинок с китайского портала Taobao или американского eBay покажется экспертам таможни более оправданной, чем однопроцентная. Поскольку, проговорился Дуров, речь не о потерях бюджета вообще, а о проблемах конкретно таможни. "Мы затрачиваем силы и средства, неадекватные конечному экономическому эффекту. Поэтому сейчас обсуждается предложение по введению пошлин, которые будут уплачивать покупатели" — так чиновник сформулировал мысль, в которой при бытовом толковании туманного понятия "конечного экономического эффекта" легко можно усмотреть нежелание таможни пропускать добро и дальше все за ту же зарплату.
Бурный расцвет в России неотечественной онлайн-розницы вплоть до стирания ее границ с оптом волнует не только ФТС. О необходимости пересмотреть условия, на которых россияне покупают товары в иностранных интернет-магазинах, летом сказал Денис Свердлов, тогда заместитель министра связи и массовых коммуникаций России. Вскоре было заявлено, что ничего конкретного чиновник в виду не имел, но дуновение прохладного для шопоголиков ветерка случайным не показалось. По интернету уже бродило письмо ФНС России региональным подразделениям с требованием "провести мониторинг и выявить организаторов совместных покупок в сети интернет". Выявить шмоточных партизан мытарям оказалось непросто, и в итоге УФНС Москвы просто сделало им в официальном пресс-релизе предложение выходить по одному и сдаваться добровольно, то есть регистрировать ИП и платить честь по чести налоги. К чиновникам-союзникам в борьбе с новым для страны потребительским феноменом, конечно, примкнули капитаны российской как офлайн-, так и онлайн-торговли. Гендиректор отечественного интернет-магазина KupiVip Оскар Хартманн даже образно назвал Россию огромной зоной duty free, пояснив, что сейчас онлайн-ритейлерам выгоднее ничего в России не делать, а вести дело за границей и посылать товары россиянам без пошлин и налогов. Ну и, наконец, "Почту России" рост посылочного трафика с 24 млн в 2011 году до 30 млн в 2012-м (а 80% посылок — это именно покупки россиян на иностранных онлайн-площадках) хоть теоретически и мог бы радовать — все же возможность для заработка,— но на практике лишь огорчает как причина нескончаемых коллапсов.
Очевидно, теплица для своевольно цветущего явления построена все же будет, поскольку если налоги и пошлины кому-то и не нравятся, то всего лишь многомиллионной армии российских покупателей, мнение которых вполне можно не учитывать. Не звучит же официально, в самом деле, простой тезис, что покупают наши граждане на сайтах Кореи и Украины не из желания насолить торговому центру в шаговой доступности, а ровно потому, что различные административные меры делают вещь в этом торговом центре дороже иной раз впятеро. Так же можно прогнозировать, что хотя глава ФТС и подчеркивает, что обложить пошлиной нужно именно товарные партии, а не единичные покупки, отделить в этом вопросе агнцев от козлищ не удастся, и за козлищ на всякий случай ответят все. Ведь практически невозможно выяснить, в каком случае сообщество для коллективных покупок в "В контакте" — это и правда группа мамочек, объединившихся с целью сэкономить на оптовой закупке детских финских валенок, а когда все это сплетено паучьей лапой частного предпринимателя. Да и пошлина, не говорят, но подразумевают таможенники, вряд ли задушит трафик: что такое плюс 10% при такой разнице в цене валенок там и здесь.
Источник: КоммерсантЪ