Диалог с самим собой
02.09.2013
Хотят ли сотрудники таможенных органов знать, как оценивается их работа другими участниками, непосредственно занятыми в процессе таможенного оформления. Если судить об этом, исходя из многочисленных заявлений ФТС в прессе, то ответ будет, безусловно, утвердительным. О том, насколько эта позиция соответствует действительности, нам рассказал генеральный директор компании «БрянскИнтерТранс» Александр Вержбицкий, который имеет богатый опыт общения с российскими таможенными органами. Наша беседа о проблемах российского таможенного администрирования получилась достаточно длинной, поэтому для удобства читателей мы разделим ее на несколько частей
Интервью с генеральным директором компании «БрянскИнтерТранс» Александром Вержбицким. (Часть 1.)
— Брянская таможня в своих пресс-релизах неоднократно рассказывала о деятельности Консультативного совета, задача которого — работать с участниками внешнеэкономической деятельности. Как Вы оцениваете полезность этого органа и ценность его работы?
— Любое общение, если оно конструктивно, полезно. Так и в данном случае: сотрудники таможенных органов должны знать о том, как оценивается их работа другими участниками, непосредственно занятыми в процессе таможенного оформления. Именно эти люди знают все минусы, все слабые стороны таможенного администрирования. Другой вопрос, слышит ли Брянская таможня и таможенные органы вообще участников ВЭД?
По собственному опыту могу утверждать: сегодня и конструктивную критику, и предложения участников ВЭД не слышат и не воспринимают. И это сводит на нет всю ценность общения — как я уже сказал, подобные встречи продуктивны и полезны только в том случае, если в них не на словах, а на деле заинтересованы обе стороны. Однако в настоящее время вся система ФТС весьма пренебрежительно относится к мнению участников ВЭД, таможенных представителей, будучи уверенной в непогрешимости своих решений и нормативных актов. А, между тем, последние уже не то что противоречат ТК ТС, они идут вразрез с международным соглашением.
Если бы региональные таможенные органы, в которых действуют консультативные советы, доводили до руководства ФТС все замечания, пожелания, спорные ситуации, которые выносятся на обсуждение в консультационных советах, если бы к этой информации прислушивались, тогда, я думаю, мы бы имели не ту систему таможенного администрирования, которая поставила российского участника ВЭД в бесправное положение перед произволом и беззаконием наших таможенных чиновников, и не те внутренние нормативные акты, которые, выходя из недр ФТС, возвращают Россию на лет пять назад (именно так, к сожалению, происходит сегодня).
Если честно, я не понимаю, зачем в существующих условиях ФТС России нужен диалог с участниками ВЭД — неважно, напрямую или через консультационные советы, если в большинстве участники ВЭД для руководства ФТС — нарушители, а значит, и меры таможенного контроля выстроены и выстраиваются соответствующим образом. И мне странно, что как раз те институты, которые призваны защищать участников ВЭД, молчат и не слишком-то активно доносят до руководства страны проблемы, связанные и возникающие во взаимоотношениях бизнеса с таможенными органами.
Странно, что и новый омбудсмен от бизнеса г-н Титов не обратил на это внимания. Похоже, он сегодня занят другим, более важным делом, так что ежедневный произвол и беззаконие со стороны наших таможенных чиновников, с которым сталкиваются тысячи предпринимателей, ему неинтересен. Многие сегодня делают попытки поучаствовать в реформировании таможенного администрирования, но, на мой взгляд, действительно пытаются что-то предпринять — как минимум, довести до руководства страны суть происходящего в ФТС, как максимум — попытаться улучшить ситуацию — АСИ и комитет Государственной Думы по транспорту. Однако же к ним на встречи представители таможни даже не приходят, демонстрируя таким образом свое отношение к этим инициативам. http://www.tks.ru/crime/2013/05/30/01
Между тем, обстановка в ФТС совершенно неприглядная. Как бы сложно ни складывалась ситуация, но раньше не доходило до того, чтобы в таможенных органах, например, в ДВОТ имелись случаи рукоприкладства, а сами сотрудники таможенных органов так часто становились участниками криминальных новостей. При этом, обратите внимание, уже не «серые» брокеры разрабатывают всевозможные схемы «минимизаций» «через судебные решения», а сами сотрудники таможенных органов! Плюс на что еще хочу обратить внимание: ни одно таможенное правонарушение, в том числе и «недоставка», в которой обвиняют транспортников, не обходится без участия сотрудников таможенных органов. Вряд ли такое стало бы возможным в том случае, если бы руководство таможенных органов имело реальное стремление к конструктивному диалогу. Ведь в этом случае у участников ВЭД и всех заинтересованных лиц была бы возможность на что-то обратить внимание, исправить, указать на ошибки, в конце концов, поставить на место зарвавшихся сотрудников — временщиков, пришедших в таможенные органы «на заработки», не так уж много, однако тень от их деятельности ложится на все таможенные органы.
Я думаю, что последние события, происходящие на приграничных таможнях (вне зависимости от задач, поставленных перед таможенными органами) как раз и раскрывают все больные места нашего таможенного администрирования — те самые, о которых не первый год говорят многие участники ВЭД. Тут и раздробление постов, и неадекватно малочисленный инспекторский состав, который на этих постах работает, и слабая (можно сказать, никакая) оснащенность СВХ — особенно тех, которые приближены к ФТС РФ (интересно, кстати, как здесь умудряются буквально с одним электрокаром провести чуть ли не шестьдесят стопроцентных досмотров), и оперативность принятия решений на постах… Сюда ж можно добавить согласованность работы функциональных отделов и многое другое. Жаль только, что ни одну из подобного рода претензий ни разу не услышали (или не захотели услышать) руководители страны и ФТС. Наверное, стоит задуматься — в состоянии ли вообще ФТС России и выстроенная ей система таможенного администрирование в их нынешнем виде выполнять хоть какие-то поставленные перед ними задачи без провокации скандалов с нашими бизнес-партнерами и значительных финансовых издержек для всего российского бизнеса…
Год назад правительство России утвердило «Дорожную карту по таможенному администрированию», часть положений которой были созданы с учетом пожеланий бизнеса. Как Вы считаете, насколько реально на сегодняшний день усовершенствованы таможенные операции и процедуры в рамках этого документа?
— Я, конечно, выскажу исключительно свое личное мнение, но для ФТС России год — это не срок. Невозможно за 365 дней резко изменить в лучшую сторону создававшегося многие годы коррумпированного, закрытого от общественного контроля монстра, который, во-первых, не слишком поворотлив, во-вторых, живет по собственным, никому не понятным, правилам, в-третьих, не уважает закон. Плюс ко всему вышеперечисленному, деятельность этого монстра далека от реальных нужд и требований современного бизнеса, он не готов к реформам, а без этого невозможно осуществить проект «Дорожная карта».
Подтверждение тому — тот факт, что исполнение ряда важнейших, ключевых мероприятий отстает от намеченных сроков, более того, часть их просто сорвана, причем именно исполнителями от ФТС. Но при этом никто ни за что в этой структуре ответственности не несет — ни перед правительством, ни перед президентом.
У меня вообще складывается странное ощущение: будто руководство ФТС поставило руководству страны ультиматум из серии — «если вы нас будете трогать, то мы не соберем намеченный план в бюджет и тогда посмотрим, кому будет хуже». Соответственно, опасаясь этого «посмотрим», им и выдали индульгенцию на все возможные грехи.
Ничем иным объяснить ситуацию, в которой руководство ФТС, готовящее, например, письмо 01-11/28474, выходит из международных Соглашений в одностороннем порядке, без всестороннего анализа, подкрепленного законом, даже не пытаясь решить проблемы в правовом поле, я не могу. И ведь при этом «руководители» бросают под удар (именно так произойдет после начала исполнения данного письма) рядовой инспекторский состав, одновременно демонстрируя свою профнепригодность как раз в подготовке… не знаю даже, как назвать форму данного письма, поскольку нормы ст. 86 и 217 ТК ТС действуют уже три года, а не «в настоящее время утратили силу». При этом руководство ФТС, которое со всех трибун так уверенно рапортовало об электронном декларировании, предварительном информировании ускоряющем оформление, опять возвращает нас к бумажным носителям при оформлении гарантий обеспечения. А это в сочетании с прочими, скажем так, нелогичными новшествами, неподготовленности технической базы без сомнения, приведет к незапланированным финансовым расходам — порой весьма значительным. Кроме того, увеличатся и сроки оформления, а для некоторых участников ВЭД изменятся логистические маршруты. Думаю, что все вышеперечисленное — еще не все «подводные камни» данного письма. У меня вообще есть такое ощущение, что мы еще столкнемся с определением стоимости товара при выставлении гарантий обеспечения и с навязыванием услуги сопровождения.
Более того, по здравому размышлению, после публикации данного письма руководство страны должно было бы задаться весьма серьезными вопросами. Например, а что же делали на протяжении трех лет таможенные руководители? Почему не убрали в таможенном законодательстве противоречия нормам международных соглашений? Кто допустил при подготовке ТК ТС наличие этих противоречий — притом, что международные соглашения имеют приоритет над национальными законами (может, для этого и существует в ТК ТС ст. 217 п. 2.3)?) Ну и, наконец, кто допускал на протяжении трех лет, чтобы через границы Таможенного Союза и, в частности, РФ автотранспорт перемещался в нарушение ТК ТС?!
Я уж не говорю о том, каким репутационным рискам подверг данный документ нашу страну как надежного экономического партнера! Да и у ФАС в первую очередь должен был возникнуть вопрос: почему после выхода из-под пера ФТС данного письма всего три организации получили возможность выступать гарантами перед ФТС? Почему в эту троицу вошел РОСТЭК (который, как я понимаю, должен была прекратить свою околотаможенную деятельность). Не являются ли все эти участники взаимосвязанными лицами? Ведь может случиться так, что весь российский бизнес начнет нести значительные финансовые издержки и работать не на благо России, а на карман конкретных людей.
Основываясь на всем вышесказанном, я и берусь утверждать: «Дорожная карта» и, в частности, те ее пункты, которые направлены на усовершенствование таможенного администрирования, заработает только тогда, когда в этом будет заинтересовано ФТС. Второй вариант — когда будет принято соответствующее волевое решение сверху (однако пока мы видим совсем другое — всех все устраивает и никто ничего менять не собирается).
Как бы то ни было, сегодня мое мнение таково: главный «персонаж», который не заинтересован ни в каких переменах — это именно ФТС. Более того, думаю, у них существует свое видение реформирования, главная цель которого — усложнить процесс и увеличить сроки оформления за счет внедрения новых рисков, которые с пост контроля, наоборот, перенесут основной контроль на сроки выпуска ДТ и все будет происходить через обеспечение.
Я уже даже не пытаюсь давать оценку новым рискам, например, 3287, 3288, 3340 и 3350 «украинскому» — думаю, при таком подходе ФТС можно было вообще упростить процедуру до абсурда: закрыть ЦЭДы, заявив о ненужности «удаленки» (равно как и о «лишнем» предварительном информировании — оно ведь все равно не работает и не ускоряет процесс оформления товара). Да и вообще — зачем нам международное сотрудничество, какие-то там международные соглашения и конвенции? У нас будет свой путь развития таможенных органов, отличный от других! Вот только, претворяя его в жизнь, мы сначала развалим малый бизнес, добьем средний, а когда успешно доведем начатое до конца — возьмемся за крупное предпринимательство.
Вы знаете, скорее всего, изначально руководству ФТС был дан карт-бланш для подготовки и ТК ТС, и нормативной документации, затрагивающей таможенное администрирование. Вот только, по моему глубокому убеждению, оно провалило эту задачу еще в самом начале, пролоббировав 376 решение КТС ЕЭС, в котором за основу возможных нарушений СУР приняты сами нарушения в виде «ценовых рисков» и их индикаторов, а решение по принятию таможенной стоимости при проведении доппроверки доведено с трех дней до 30-ти (при этом таможенные органы не стесняются начислять пени при окончательной корректировке товара на эти дни), а также издав Приказ ФТС № 272, противоречащий и ТК ТС и самому 376 решению и даже постановлению Президиума ВАС РФ. Но даже этого показалось мало — и была откорректирована ст.198 ТК ТС, что, по сути, сделало участника ВЭД бесправным перед произволом таможенных чиновников.
А ведь изначально все изменения декларировались как меры по улучшению, упрощению и развитию бизнеса, инвестиций и так далее. По крайней мере, именно эту версию мы слышим со всех высоких трибун… Да только у ФТС России свой взгляд на все. И, наверное, стоило бы обратить внимание на тот факт, что для них буквально все вокруг становятся виновными в их же некомпетентности: участники ВЭД, автотранспортники, почта… Дошли уже и до арбитражных судов — они виноваты в том, что не поддерживают их незаконные решения, стоят на стороне закона.
В заключение позволю себе сделать такой прогноз: думаю, после 2015 года ФТС разработает такой риск, в котором подача ДТ в зоне деятельности ФТС России уже само по себе будет срабатывать как риск с соответствующими последующими мерами. Это конечно шутка, однако существующее сегодня положение дел в области взаимоотношений российской таможни и бизнеса дает немало реальных оснований для такого черного юмора.
Источник: Tks.ru