Почта и таможня будут работать круглосуточно

02.08.2013

Задержки посылок в Россию из-за рубежа, ставшие минувшей весной причиной отставки главы «Почты России», могут уменьшиться. Федеральная таможенная служба (ФТС) приступила к внедрению систем электронного взаимодействия с почтой. Также ФТС перепишет регламенты обработки почтовых отправлений из-за рубежа. Как сообщили в пресс-службе таможни, работа должна быть завершена до осени 2014 года. Это должно устранить «затоваривание» при пиковых нагрузках в предпраздничные и праздничные дни.

По словам представителей таможни, «Почта России» и ФТС в настоящее время разрабатывают новый упрощенный регламент обработки почтовых отправлений. С помощью внедрения электронного документооборота таможенники рассчитывают избавиться от дублирования документов с «Почтой России», унифицировать все формы электронных документов, используемых при взаимодействии двух структур, и доработать спецификации. По словам представителей таможни, работа ведется сразу по нескольким направлениям, в том числе по анализу нагрузки на международные места почтового обмена (ММПО).

— В России работает 19 ММПО, почти 90% нагрузки приходится на 12 из них. В 2011 году мы обработали 11 млн отправлений, большинство из которых составляли мелкие пакеты. В 2012 году отправлений было 20 млн. Для эффективной работы мы должны обеспечить совместимость всех систем, договориться об общей электронной подписи, — говорят в пресс-службе ФТС.

— Мы уже договорились, что почта и таможня будут работать круглосуточно, — заявил на пресс-конференции 1 августа замминистра связи Михаил Евраев. — Кроме того, будут открыты новые ММПО. Они, разумеется, будут полностью автоматизированными — и со стороны почты, и со стороны таможни.

Две организации решили договориться об электронном взаимодействии на всех уровнях и об однократном вводе информации в компьютерные системы — если таможенник вводит данные, то они будут использоваться и в «Почте России».

— Мы рассчитываем, что скорость досмотра и обработки международных почтовых отправлений возрастет, о конкретных результатах можно будет говорить по итогам пилотного проекта, — рассказывают в пресс-службе «Почты России».

В октябре текущего года ФТС планирует завершить внедрение электронной системы обработки почты и товаров из-за рубежа в девяти регионах Поволжья. Стоимость этого пилотного проекта — 10,7 млн рублей, его исполнитель — российская компания Optima Integration. Гендиректор этой фирмы Дмитрий Гармажанов сообщил «Известиям», что «ожидает значительного улучшения качественных показателей обработки документов при переходе на электронный документооборот».

Международные курьерские службы рассчитывают на положительный эффект от автоматизации процедур на таможне.

— По нашему мнению, переход на автоматический документооборот важен для ускорения таможенных операций как для почтовых операторов, так и для логистических компаний. Любая автоматизация позволяет минимизировать или полностью исключить человеческий фактор. Значит, повысятся эффективность и скорость обработки отправлений, — говорит руководитель департамента таможенных операций DHL Express в России Оксана Шпитальникова.

— Процесс таможенной очистки посылок и сейчас отлажен неплохо, — считает Кирилл Ладыгин, директор по маркетингу сервиса ответственной доставки Vipoint.ru. — На наш взгляд, проблемы не в нем. Посылка «просвечивается», сканер снимает информацию с наклеек — это быстро. Для улучшения ситуации нужны современные складские комплексы с полной автоматизацией. Сейчас, насколько мы понимаем, посылки обрабатываются и сортируются вручную. Отсюда многотонные завалы в аэропортах.

По мнению Ладыгина, необходима автоматизация складов почтовой таможни. Обычная таможня проблем такого масштаба не испытывает, считает эксперт. Поэтому коммерческие грузы в страну попадают в целом вовремя. А миллионы посылок — в основном это покупки россиян в иностранных интернет-магазинах и на аукционах — опаздывают к получателям на несколько месяцев.

Этой весной в аэропорту Шереметьево у «Почты России» скопилось более 500 т нерассортированных отправлений. Бывшее руководство «Почты» винило в задержках таможню, которая не могла обеспечить быстрого оформления посылок, поступающих из-за рубежа. В результате этого коллапса глава «Почты России» Александр Киселев был вынужден подать в отставку. Никто из таможенных чиновников наказан не был. Однако, как видно, в ФТС сделали выводы, и это ведомство занялось оптимизацией работы с поступающими из-за рубежа посылками.

Источник: Известия