Автокредит в отместку ВТО

15.07.2013

На иск Евросоюза, требующего от России соблюдать правила ВТО и либо отменить утилизационный сбор за ввоз автомобилей в страну, либо брать его и с местных производителей, российские власти дали ассиметричный ответ в виде программы субсидирования автокредитования

Для потребителя это означает, что цены на машины местной сборки вырастут, зато на покупку автомобиля из утвержденного правительством списка будут давать кредит под 10% годовых. На прошлой неделе стало известно, что Европейский союз намерен подать свой первый иск к России в суд ВТО. Причина возможного разбирательства — утилизационный сбор, который взимается со всех ввозимых в страну машин. По мнению европейских чиновников, его надо либо отменить вовсе, либо распространить и на российских автопроизводителей, "чтобы Россия как член ВТО играла по правилам мировой торговли".

Утилизационный сбор, введенный в России в сентябре 2012 года, должен уплачиваться при импорте и новых, и подержанных автомобилей. Российские производители вместо уплаты сбора предоставляют властям гарантию безопасной утилизации транспортных средств в будущем. К их числу относятся и предприятия зарубежных автокомпаний на территории нашей страны. Такая схема позволяет возместить потери бюджета из-за снижения импортных пошлин на транспортные средства с 30% до 25%. Европейские власти считают такую меру неприемлемой и идущей вразрез с базовыми правилами ВТО.

В мае законопроект, обязывающий платить утилизационный сбор российских производителей, был внесен в Госдуму, однако законом пока не стал. Вероятно, понимая, что под пошлину придется подвести всех автопроизводителей, власти решили помочь внутреннему автопрому с другой стороны. С 1 июля 2013 года в России действует госпрограмма субсидирования процентной ставки по автокредитам. Новая программа льготного кредитования рассчитана на приобретение автомобилей ценой до 700 тыс. руб. Льготная ставка распространяется на отечественные машины и недорогие иномарки как российского производства, так и импортируемые (членство в ВТО обязывает), при этом, прогнозируют эксперты, наибольшим спросом будут пользоваться иномарки отечественной сборки.

Аналогичная программа, действовавшая с 2009 по 2012 год, способствовала существенному росту продаж автомобилей. Так, к концу 2011 года было выдано 263 тыс. кредитов против ожидаемых 200 тыс., и по количеству проданных новых машин наша страна заняла второе место в Европе. С учетом инфляции и обновления модельного ряда ценовую планку в нынешней программе подняли на 100 тыс. руб.

Возобновленная программа льготного автокредитования должна работать до конца 2014 года. Заемщику необходимо будет заплатить первоначальный взнос и выбрать модель из утвержденного правительством списка, который обещают обнародовать в ближайшее время. Размер скидки по кредитному договору составит две трети ставки рефинансирования Банка России. На данный момент это означает, что государство уменьшает ставку по автокредиту на 5,5%. Всего на эти цели из бюджета выделяется 13 млрд руб.

Представители российских банков решение правительства горячо поддерживают и считают возобновление госпрограммы шагом очень своевременным. "В прошлый раз программа доказала свою эффективность, в соответствии с ней продавался примерно каждый пятый кредитный автомобиль,— говорит начальник управления автокредитования департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Алексей Токарев.— Сегодня потребители также ждут скидок и ударных кредитных предложений. Я считаю, что с запуском программы Минпромторга автопроизводители вместе с банками смогут кардинально усилить совместные федеральные проекты и обеспечить уровень кредитных ставок, действующих в Европе и США".

Источник: КоммерсантЪ