Содружество мошенников независимых государств
25.06.2013
Банк России впервые опубликовал данные об объемах незаконного вывоза капитала из России, через схемы ложного импорта из стран таможенного союза (ТС), которые оказались хуже всех ожиданий. По данным ЦБ, объем вывезенных денег под прикрытием фиктивного импорта из стран ТС в прошедшем году составил 25 млрд долларов, из которых 10 млрд долларов ушло через Казахстан, и еще 15 млрд через Белоруссию. Таким образом, из общей сумма в 49 млрд долларов незаконно вывезенных из России в 2012 году, которую озвучил бывший глава ЦБ Сергей Игнатьев, почти две трети ушло «благодаря» «содружеству мошенников независимых государств»
Напомним, что Таможенный союз (ТС) создан в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), и является формой торгово-экономической интеграции трех бывших республик СССР, а ныне стран Содружества независимых государств (СНГ) – Белоруссии, Казахстана и России. Подписание договора ТС состоялось в октябре 2007 года в Душанбе. Основываясь на договоре об учреждении ЕврАзЭС, три страны подписали соглашение о создании единой таможенной территории, а также утвердили план действий по ее созданию. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к союзу по мере готовности.
Как заявил в конце прошедшего года премьер-министр Дмитрий Медведев, после того, как Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Таможенный союз, товарооборот между ними вырос на 30-40%, а единый рынок стран охватил 165 млн человек. Однако сейчас ситуация резко изменилась.
«Во внешней торговле России с Белоруссией и Казахстаном происходит резкий провал – внешнеторговый оборот сжался на 2,6%, при спаде российского экспорта на 5,2% и продолжающемся росте импорта на 2,5%, - сообщил «СП» старший аналитик ИК «Риком-траст» Владислав Жуковский. – Поэтому неудивительно, что профицит внешней торговли России со странами-членами единого экономического пространства Таможенного Союза сократился на 13,6% - с 62,5 млрд долларов в январе-марте 2012 года, до 54 млрд долларов в аналогичном периоде текущего года.
Впрочем, и вся внешняя торговля России переживает не лучшие времена. Хуже всего обстоят дела с внешнеэкономическими связями России со странами ближнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья экспорт России в годовом выражении сократился на 3,4%, то в страны СНГ, которые должны стать фундаментом для экономической, валютно-финансовой, структурно-технологической, научно-технической и военно-политической интеграции, объемы экспорта обвалились на 13,4%.
И если ухудшение торгового баланса России со странами дальнего зарубежья еще можно объяснить кризисной ситуацией в Европе, то хроническая неспособность российских чиновников обеспечить конкурентные преимущества для продукции отечественных производителей (прежде всего, для наукоемкой промышленности, и производителей готовой продукции с высокой добавленной стоимостью) на постсоветском пространстве и извлечь выгоду от интеграции на пространстве СНГ, выглядит откровенно удручающе. Становится совершенно непонятно, ради чего российские налогоплательщики содержат многомиллионную армию бюрократов и номенклатуры и терпят их коррупционные поборы, хамство и халатность».
Воронка Торгового союза
Однако, судя по статистике ЦБ, объемы незаконных финансовых операций со странами ТС очень быстро растут. В итоге, благая цель облегчения торгово–экономического сотрудничества бывших братских республик, как это часто бывает в России, обернулась ростом криминальных операций.
Незаконное движение денежных средств через границы прикрывается операциями ложного импорта. Суть схемы в том, что российские резиденты переводят средства по внешнеторговым контрактам, по которым ввоз товаров, якобы, осуществляется из Белоруссии и Казахстана, а средства перечисляются на счета «продавцов» в иностранных банках за пределами этих стран. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах России, Белоруссии и Казахстана.
Условия Таможенного союза создают для этого благоприятные возможности: на границах трех государств таможенные службы используют упрощенный порядок перемещения товаров, который предполагает, что на них оформляются не грузовые таможенные декларации, а лишь товарно-транспортные накладные (ТТН), подлинность которых, а значит, и реальность поставок товаров, проверить весьма сложно.
Но подсчитать размеры таких криминальных операций вполне можно. Центробанк фиксирует многомиллиардные схемы вывода капитала из России на основании анализа торгового баланса. И если еще в 2011 году говорилось только об использовании для вывода денег поставок из Белоруссии, то в прошлом году к этому подключился другой участник Таможенного союза – Казахстан.
Проблему признают и в руководстве Таможенного союза. «Благодаря режиму Таможенного союза наша взаимная торговля в 2011-2012 годах росла существенно быстрее внешней и мировой, но, разумеется, всегда есть участники рынка, которые хотели бы злоупотребить этим режимом»,- говорит министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Поэтому, считает он, интеграционный проект требует от национальных контрольных служб более тесного и продуктивного взаимодействия, чтобы минимизировать такие злоупотребления.
В 2012 году таможенными службами ТС обсуждалась проблема «теневых схем» по уклонению от уплаты налогов. Попытки взаимодействия предпринимались также российским Центробанком и Нацбанком Белоруссии, которые пытались создавать единую базы товарно-транспортных накладных. Однако особого результата все эти меры пока не принесли.
А Федеральная таможенная служба России может лишь констатировать отсутствие единой базы данных о поставках товаров в рамках ТС и недостаток контроля за схемами вывоза капитала. Потому что реальных механизмов воздействия на ситуацию у таможенников нет. И все попытки регулирования и контроля наталкиваются на жесткое противодействие в кабинете министров, которые объясняют, что льготный режим на границах ТС не подлежит ужесточению.
В результате статистика взаимной торговли России со странами-участницами ТС отражает лишь половину реального товарооборота, сообщила замруководителя ФТС Татьяна Голендеева. Причина в том, что только 50% компаний, участвующих во взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана, подают в службу статистические данные. По этому практически невозможно отследить, какие товаропотоки идут из Белоруссии в Россию, из России в Белоруссию, в Казахстан и дальше.
Поэтому Центробанк решил возложить ответственность за незаконные трансграничные денежные операции на российские коммерческие банки. В «Вестнике Банка России» были опубликованы рекомендации российским банкам: уделять повышенное внимание операциям по оплате товаров, ввезенных с территории Белоруссии и Казахстана российскими резидентами. Потому что Центробанк сомневается в подлинности значительной части документов, подтверждающих ввоз товаров в Россию с территорий стран ТС, и утверждает, что под прикрытием ложного импорта из страны выводятся деньги с целью уклонения от налогов, и отмывания доходов, полученных преступным путем.
Причем, «казахские схемы» в больших масштабах появились уже после того, как закрутили гайки по «белорусским схемам».
Однако, по мнению экспертов, реализовать новые рекомендации ЦБ в отношении Казахстана будет сложнее, чем в отношении Белоруссии. Так как если у Национального банка Белоруссии есть база данных по товарно-транспортным накладным, то в Казахстане ее нет, и проверить подлинность документов, по которым ввозится товар из страны, будет непросто. В идеале, для этого должна быть создана единая база данных накладных ТС, но пока об этом даже речи не идет. Поэтому российским банкам, чтобы выполнить указания ЦБ, придется запрашивать у клиентов дополнительные документы, подтверждающие, к примеру, отправку товара, его хранение и тому подобное. В результате многим банкам будет гораздо проще вообще не проводить подобные операции, так как реальных механизмов контроля в отношении «казахских схем» они от ЦБ не получили, а отвечать все равно придется.
Но все это вряд ли поможет, пока не будет полноценной статистики по торговым операциям на границах Таможенного союза. Напомним, что во время создания ТС, когда было отменено декларирование во взаимной торговле, остро встал вопрос о том, что делать со статистикой. Тогда в России было выпущено постановление правительства об учете объемов торговли с Беларусью и Казахстаном, но ФТС считает его «очень неудачным». Потому что оно предусматривает добровольную, а не обязательную подачу статистических форм в ФТС, и практически нулевую ответственность за несоблюдение. А значит капитал будет продолжать утекать из России через «воронку» Таможенного союза.
Источник: Свободная Пресса