Правила игры

16.05.2013

На повестке президиума Высшего арбитражного суда оказалось дело, благодаря которому ситуация с ввозом контрафакта в Россию могла бы кардинально измениться. Причем не в пользу законных владельцев товарных знаков

В феврале прошлого года на Энгельсский пост Саратовской таможни поступил груз (свечи, сальники и другие автозапчасти). Декларантом являлось ЗАО "Камрти", которое приобрело товар у польской компании Mastersport-Automobil technic. Упаковка товара немецкого производства, маркированная знаками КАМАЗ и KAMAZ, насторожила таможенников, и они направили запрос одноименному автозаводу. Из ответа КамАЗа следовало, что обозначения на упаковке ввозимых запчастей сходны до степени смешения с его товарными знаками, но завод не передавал импортеру "Камрти" право реализации продукции со своим логотипом.

В рамках административного расследования была назначена экспертиза, которая выявила признаки контрафакта. Таможня обратилась в суд с требованием привлечь "Камрти" к ответственности за незаконное использование чужого товарного знака. Суды признали факт совершения правонарушения по статье 14.10 КоАПа и наложили на импортера штраф в размере 30 тыс. руб. с конфискацией. Поскольку знак был размещен только на упаковке, суд конфисковал сами коробки, вернув запчасти "Камрти".

Услышав решение суда, импортер, наверное, ликовал. Еще бы — отделаться минимальным штрафом, да еще и получить свой контрафакт обратно. Но выводы судов можно объяснить прямым следованием букве закона. Статья 1515 Гражданского кодекса называет контрафактными "товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение". Из буквального толкования этой нормы следует, что быть контрафактными и изыматься могут не только товары, но и этикетки, и упаковки. КоАП, в свою очередь, предписывает конфисковывать "предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака".

Правда, если продолжать буквально понимать нормы, можно легко дойти до абсурда. Например, ввозятся поддельные лекарства, при этом таблетки не содержат никаких знаков. По такой логике нужно конфисковать блистер с брендом, а таблетки высыпать в руки продавцу. А при ввозе контрафактного алкоголя — изымать только бутылки с чужим товарным знаком, а саму подпольную водку, которая в принципе не может быть маркирована, возвращать импортеру.

КамАЗ с решением оставить запчасти "Камрти" не согласился, добившись передачи дела для пересмотра. По мнению коллегии ВАС, в данном случае упаковка и изделие являются единым объектом и их нельзя отделить без нарушения условий по обращению продукции и информированию о характеристиках изделия. Попытка спасти положение КамАЗа понятна. Но если бы на изделиях была соответствующая информация, что тогда? Если в случае с алкоголем единство товара и упаковки очевидно, то здесь оно представляется как минимум спорным. Определить судьбу контрафакта должен будет 21 мая президиум ВАС.

Источник: КоммерсантЪ