Куда уж проще

14.05.2013

В начале мая 2013 года ФТС России опубликован Проект Приказа «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом». Несмотря на то, что он неоднократно уже публиковался и обсуждался весь прошлый 2012 год на различных информационных площадках, мы предлагаем нашим читателям познакомиться с мнением о Проекте Приказа нашего постоянного автора Анастасии Чурсиной, которая по нашей просьбе разбиралась в его достоинствах и недостатках

Один из моих постоянных читателей однажды заметил, что было бы замечательно, если бы кто-нибудь читал все эти бесконечные Приказы ФТС, ежедневно обновляемые на страницах портала Tks.ru, а потом бы выдавал в эфир экстракт прочитанного в более доступной форме. Многочисленные читатели портала Tks.ru вряд ли захотят читать пространные комментарии экспертов, поэтому, несмотря на предостережение Энштейна о том, что «Просто объяснить сложное сложно», давайте попробуем вместе разобраться.

Проект предполагает заменить два недавних, существующих и действующих Приказа ФТС № 496 от 15.03.2010 и № 1075 от 27.05.2011. Надо сказать, что даже не особенно вчитываясь в тексты можно определить, что регулирование значительно изменилось: вместо 6 листов двух старых Приказов в совокупности, Проект написан на 11 листах, то есть похоже, что количество правил увеличилось почти вдвое. Так ли это на самом деле?

Что касается Приказа от 27.05.2011 № 1075 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом», то он практически повторен в Проекте без изменений. Исправили досадные опечатки насчет трех часов для помещения товаров на временное хранение в порту прибытия на положенные двенадцать, и введена дополнительная обязанность для должностного лица таможенного поста отправления вносить информацию о совершенных таможенных операциях в автоматизированную систему контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (далее – АС КТТ-2).

Операции таможенного поста отправления, вносимые в АС КТТ-2, регулируемые Приказом ФТС РФ от 1 сентября 2011 г. N 1789, предполагают внесение информации и загрузку электронной копии транзитной декларации при регистрации транзитной декларации.

Но ведь на сегодняшний день электронной копии транзитки для транзита морем предоставлять не надо, не надо привлекать декларантов, не надо требовать заранее документов. Эта норма осталась и в Проекте. Какие же операции будет вносить таможенник в АСКТТ-2 в порту отправления?

Если предполагается, что должностное лицо будет набивать подобие ЭКТД самостоятельно, то такое предположение для всех, кто понимает, означает одно – перевозчик будет предоставлять электронную копию транзитки, чтобы не ждать пока должностное лицо «путая педали» разберется в документах и внесет без ошибок в АСКТТ-2 всю необходимую информацию.

Предварительное информирование. На мой взгляд, поскольку Проект так долго ходил «по рукам», что передовые технологии, которые могли бы легко помочь должностным лицам таможенного органа отправления, в него не поместились.

А ведь в соответствии со статьей 5 Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (г. Санкт-Петербург, 21 мая 2010 года): «Заинтересованные лица представляют предварительную информацию в отношении ввозимых товаров, предполагаемых к помещению под процедуру таможенного транзита в местах прибытия, в объеме сведений, определенных статьей 182 Таможенного кодекса таможенного союза».

Между тем, Проект, устанавливая ограничения по объему сведений для транзитной декларации на товары, перевозимые морем, не предусматривает подобных ограничений для предварительной информации.

Итак, «не жили богато, нечего и начинать», хотите «транзитить» по морю готовьте для таможенного органа электронный вид ТД в ограниченном формате коносамента и ни в коем случае не предоставляйте информацию предварительно. Вот такой Проект, или пусть меня поправят «старшие товарищи».

Второй, вошедший в Проект Приказ № 496 от 15 марта 2010 года «Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых морским транспортом из автомобильно-железнодорожно-паромного терминала морского порта Калининград в г. Балтийске в Морской порт Усть-Луга», претерпел гораздо больше изменений.

Это и понятно, специальный режим перемещения российских товаров между таможенными органами Российской Федерации давно необходимо было заменить процедурой таможенного транзита согласно статье 215 ТК ТС.

Но в остальном, вопросов Проект вызывает больше чем ответов. На замену простому, «рабочему» Приказу, который предусматривает обязательное уведомление одним таможенным органом другого и использование таможенными органами информационных систем морского порта и практическом отсутствии иных требований, приходит транзитная декларация, соответствие требованиям главы 32 ТК ТС (т.е. при определенном толковании требование представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений) и опять обязательное внесение таможенным органом информации о транзитных операциях в АСКТТ-2.

Причем, в отличие от иностранных товаров, сведения в отношении российских должны быть заполнены в транзитной декларации в полном объеме, предусмотренном статьей 182 ТК ТС (стоимость, код ТН ВЭД, количество в доп.единицах и т.д.).

Поскольку практики перемещения российских товаров в Усть-Лугу у меня нет, то я не претендую на истину в первой инстанции. Вполне возможно, что лица, перемещающие российские товары из Калининграда в Усть-Лугу, находят опубликованный Проект вполне рабочим и достойной заменой ныне существующего.

На первый же взгляд, новый Проект вызывает довольно много практических вопросов, в том числе и по формированию таможенными органами электронной информации, никак не предусматривает использование передовых таможенных технологий, отказывается от испытанного временем использования информационных систем порта и порядка взаимодействия таможенных органов Калининграда и Усть-Луги.

Похоже неплохо, что вот уже второй год это всего лишь Проект.

Источник: Анастасия Чурсина эксперт НП "ГПУ ВЭД"