Правила игры

26.02.2013

Обнародованное на прошлой неделе решение правительства распространить утилизационный сбор на российские автозаводы поставило их, мягко скажем, в тупик. Оказалось, что сбор, который автопром усердно лоббировал всю первую половину 2012 года для защиты внутреннего рынка от импорта, в итоге обернулся против самих лоббистов

Участники рынка до последнего были уверены, что на худой конец под давлением ВТО (причем после долгих разбирательств в суде) сбор отменят, но уж никак не обяжут отечественные заводы платить высокие ставки, установленные специально, чтобы сдержать импорт. Конечно, профильные министерства обещают, что придумают механизм компенсации. Но как — никто не знает.

Причем проблема встала не только перед автоконцернами. В прошлом году остальные российские машиностроители, вдохновленные опытом автопрома, попросили ввести аналогичную меру защиты своих рынков. Планировалось, что в первую очередь сбор будет введен на импортную сельхозтехнику; обсуждался вариант его распространения на вагоны. Но теперь машиностроители осознали новые риски. Мои источники на рынке рассказывают, что в минувший четверг законопроект о введении утилизационного сбора на сельскохозяйственную, лесозаготовительную и дорожно-строительную технику отправили на доработку. Он был внесен на рассмотрение профильных комитетов Госдумы еще летом прошлого года, но, как объясняют мои источники, депутаты не спешили с одобрением законопроекта, после того как члены ВТО раскритиковали сбор на автомобили.

Законопроект отправил на доработку комитет Госдумы по аграрным вопросам, но в ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" говорят, что если бы не это, то машиностроители сами настояли бы на необходимости его корректировки в свете ситуации, сложившейся в автопроме. Теперь производители сельхозтехники считают, что вводить сбор на новую технику "не имеет смысла", а стоит распространить его только на подержанные машины. "Спрос на сельхозтехнику российского производства снижался весь год и только начал восстанавливаться, но если сбор придется платить и отечественным производителям, то цены резко вырастут и ситуация вновь усугубится",— говорят в "Росагромаше". Пока не появится ясности с механизмом компенсаций, рисковать своими продажами производители не готовы. Предполагалось, что сбор на новую сельхозтехнику должен составить около 60-450 тыс. руб., а на лесозаготовительную и дорожно-строительную технику — 80-525 тыс. руб. По оценкам аналитиков, отечественным производителям комбайнов пришлось бы заплатить при прошлогоднем уровне продаж около 1,5 млрд руб. сбора.

В итоге машиностроители решили, что "рациональнее защищаться от импорта новой техники антидемпинговыми и специальными расследованиями", которые допустимы в рамках ВТО, а сбором закрыть только импорт старой техники — но будет ли возможен такой вариант, пока непонятно. Скорее всего, дело кончится тем, что сбор на сельхозтехнику не будут вводить вовсе, чтобы избежать лишних проблем.

Источник: КоммерсантЪ