Как на дрожжах
11.01.2013
Год назад Беларусь, Россия и Казахстан образовали Единое экономическое пространство. Насколько оправдались надежды, возлагавшиеся на это межгосударственное образование?
Предварительно страны "тройки" подписали 17 основополагающих документов, регламентирующих деятельность нового межгосударственного образования.
Эти соглашения законодательно закрепили базовые принципы сотрудничества: свободу перемещения по общей территории товаров, капиталов и рабочей силы, единство таможенной и тарифной политики, единые основы развития транспортной, энергетической и информационной систем. Фактически создан один из крупнейших на Евразийском континенте общий рынок товаров, услуг и капиталов численностью в 170 миллионов человек, что сразу повысило привлекательность "тройки" на мировом уровне. Отметим также, что ЕЭП и Таможенному союзу предшествовала десятилетняя успешная деятельность Союзного государства. И многие его достижения использованы при создании новых интеграционных образований. В Союзном государстве фактически действует общий рынок. Люди могут свободно перемещаться в поисках места жительства, работы, учебы. Действовали единые, за редким исключением, нормы и тарифы на таможне и общей внешней границе.
Все это закреплено межгосударственными соглашениями, выполнено несколько программ Союзного государства, направленных на развитие таможенной, информационной, пограничной сфер. Действуют союзные коллегии таможенных и пограничных комитетов двух стран. Тесно координируется деятельность транспортных, энергетических сфер - этот перечень можно продолжить.
Конечно, для Беларуси и в новом образовании приоритетом экономического сотрудничества остался российский вектор. Ради этого пришлось пойти на достаточно чувствительный для определенной части населения компромисс. Например, повысить до российского уровня таможенные пошлины на подержанные легковые автомобили. Их ввоз в результате сократился в 10 раз. Определенные риски несет и открытие рынка для поступающих через Россию и Казахстан товаров из третьих стран, например, из Юго-Восточной Азии. Однако сейчас, год спустя, очевидно, что преимуществ от вступления в ЕЭП гораздо больше.
В первую очередь потому, что Беларусь, не обладающая значительными природными кладовыми углеводородов, благодаря России решила главную проблему - обеспечила свои НПЗ достаточным количеством нефти, а энергетику и промышленность - природным газом по ценам, близким к внутрироссийским. Это ключевое условие сохранения высокой конкурентоспособности белорусской продукции на российском, казахстанском и других рынках. Так, с 1 января 2012 года действует соглашение по энергетике, которое представляет принципиально новые условия поставки газа в Беларусь. "Это не 340-350 долларов за тысячу кубометров, - прокомментировал его первый вице-премьер белорусского Правительства Владимир Семашко, - а 165 долларов. Годовой экономический эффект - более двух миллиардов долларов".
Новые условия поставки нефти сэкономили Беларуси еще 700 миллионов долларов. Благодаря стабильным поставкам белорусские НПЗ смогли по полной программе организовать масштабный экспорт нефтепродуктов в Евросоюз. Россия тоже не внакладе. Ведь Беларусь перечислила ей миллиарды долларов нефтяных пошлин. В собственность "Газпрома" перешли акции ОАО "Белтрансгаз". Кроме того, Беларусь и Россия получили больше возможностей объединить свой научно-технический и промышленный потенциал. Как это уже происходит, к слову, в рамках научно-технических программ, финансируемых из бюджета Союзного государства. Так, Валерий Кондратьевич - генеральный директор минского ОАО "Амкодор" (известного дорожно-строительными и коммунальными машинами) считает, что ЕЭП дает возможность резко увеличить поставки в союзные страны, позволит комплектовать машины узлами и деталями лучших мировых производителей, вести совместные работы с ними, потому что "мы будем проводниками их продукции на рынок ЕЭП". Тем самым свободная торговля в России и Казахстане даст огромную выгоду. Примерно то же могут сказать и руководители других крупных предприятий, экспорт которых в Россию за истекающий год существенно возрос. В целом же новые условия хозяйствования в немалой степени способствовали тому, что впервые за ряд лет у Беларуси сложился положительный внешнеторговый баланс, что чрезвычайно важно для всей экономической системы страны.
Эти факты развеивают опасения насчет того, что, мол, российская экономика будет доминировать в ЕЭП. Напротив, похоже, что Беларусь благодаря достаточно высокому научно-техническому и производственному потенциалу извлекает из нового витка интеграции наибольшую пользу. Так во всяком случае считают многие российские эксперты. По их мнению, за счет развития торговли, кооперации производств и обмена технологиями Беларусь в период с 2011 по 2030 год получит 15 процентов дополнительного прироста ВВП. Это, ни много ни мало, 170 миллиардов долларов. Белорусский экспорт в страны ЕЭП достигнет 35 процентов ВВП. Эффект же для "тройки" в целом составит за этот период 900 миллиардов долларов.
Правда, чтобы достичь долговременного эффекта, нужно немало поработать. Ведь на ЕЭП интеграция не заканчивается. К 2015 году Беларусь, Россия и Казахстан намерены создать Евразийский экономический союз. В сфере экономики потребуется проводить еще более скоординированную политику, чтобы гарантировать равные конкурентные условия для субъектов хозяйствования. Согласовывать курсы валют, например, ограничивать дефицит государственного бюджета и внешнюю задолженность. Предстоит поработать и субъектам хозяйствования, чтобы объединить немалые возможности стран "тройки" в сельскохозяйственном машиностроении, нефтехимии. Это позволит сделать такие холдинги крупными мировыми игроками.
Источник: Российская газета