Первый глава российской таможни оказался долларовым мультимиллионером

06.12.2012

Анатолий Круглов, возглавлявший в 90-е Государственный таможенный комитет, добился в лондонском суде решения о возврате кредитов на десятки миллионов долларов

Сведения о том, что Анатолий Круглов, основавший и возглавлявший в 1992-1998 гг. Государственный таможенный комитет России, является обладателем состояния в размере нескольких десятков миллионов долларов, распределенного между несколькими офшорами, получили огласку в ходе судебного разбирательства в Высоком суде Лондона по иску самого бывшего чиновника. В лондонском суде он требовал у структур бизнесмена Шалвы Чигиринского возврата более $37,5 млн, выданных без его ведома доверенным банкиром, и купленной на них виллы на Лазурном берегу Франции. Хотя ответы Круглова на вопросы о происхождении денег и не вполне удовлетворили судью Питера Рота, иск бывшего чиновника к разорившемуся бизнесмену он удовлетворил.

Как следует из вынесенного во вторник судебного решения, перевод которого цитирует «Интерфакс», Круглов заработал свое состояние сумев «использовать свое положение в период распада СССР для извлечения прибыли из реорганизации таможенной администрации — как через членов семьи, оперировавших частными таможенными терминалами, так и посредством предоставления консультационных услуг компаниям в условиях стремительно менявшихся правил». В ходе перекрестного допроса прозвучал «ясный намек» на то, что законность происхождения средств семьи Круглова сомнительна, и это вызвало возмущение экс-начальника ГТК, пишет судья. Его ответы на вопросы по этой теме, тем не менее, не показались судье вполне откровенными, говорится в документе.

В нем указано, что вскоре после отставки — в 1999 г. — Круглов обратился к банкиру Урсу Хенеру, который тогда возглавлял московский офис британского банка HSBC, с просьбой помочь «не привлекая внимания» инвестировать за рубежом деньги своей семьи. Хенер посоветовал Круглову зарегистрировать несколько фондов в Лихтенштейне, на их счета было зачислено чуть больше $31 млн, а все полномочия по их инвестированию получил Хенер.

Как оказалось Хенер был банкиром не только Круглова, но и Чигиринского. Последний в 2001 г. обратился к Хенеру с просьбой об организации финансирования для покупки виллы Villa Maria Irina на Лазурном берегу. А банкир выделил ему на эти цели кредит в размере $13 млн под 10% годовых из средств семьи Кругловых. Вилла приобреталась на компанию Tatik, зарегистрированную в штате Делавэр, ее акции служили залогом по кредиту. В 2002 -2008 гг. Хенер выдал Чигиринскому из денег Круглова еще несколько кредитов, в результате чего суммарный долг бизнесмена перед фондами бывшего чиновника вырос до более чем $40 млн. При этом Куглов о личности заемщика ничего не знал, т.к. не интересовался деталями инвестиционного процесса, обращая внимания лишь на итоговый доход. Из показаний Круглова следует, что если бы он знал о том, кому одалживаются семейные деньги, то не одобрил бы эти сделки. «Мы [с Чигиринским] люди, сделанные из разного теста», — цитирует судья ответ бывшего чиновника на просьбу аргументировать эту позицию.

В кризис 2008 г. финансовое положение Чигиринского ухудшилось, в первую очередь, из-за падения капитализации Sibir Energy, акции которой он закладывал в обеспечение кредитов. В 2009 г. Sibir Energy начала судебный процесс против Чигиринского по обвинению в незаконном выводе из компании, крупным акционером которой он являлся, около $400 млн. Хенер, который входил в совет директоров Sibir, также мог стать ответчиком, однако заключил с компанией досудебное соглашение. В обмен на отказ от претензий он, в частности, согласился предоставить Sibir, пытавшейся вернуть выведенные деньги, необходимую информацию и документы. В январе 2010 г. Sibir заключила соглашение с Чигиринским, одним из пунктов которого была продажа компанией бизнесмена Tatik французской виллы за 70 млн евро (сделка была закрыта весной того же года).

Незадолго до этого супруга Хенера сообщила Круглову о разбирательстве между Sibir и Чигиринским и посоветовала, использовав связи, надавить на компанию с тем, чтобы в ходе процесса не всплыла информация о нем как о бенефициаре офшоров. Круглов попросил своего друга (в материалах суда он обозначен как «мистер Мотылев»; возможно, речь идет об Анатолии Мотылеве, бывшем владельце банка «Глобэкс», в совет директоров которого в свое время входил Круглов, предполагает «Интерфакс»), помочь разобраться в ситуации. В начале 2010 г. Круглов и Мотылев встретились с Хенером в Цюрихе. Осознав, что кредит, выданный из его денег, теперь фактически ничем не обеспечен, Круглов лишил банкира права подписи во всех своих компаниях.

В иске офшоры Круглова требовали от компании Чигиринского Tatik 37,5 млн евро плюс проценты по ставке 15% годовых. Также истцы попросили суд предписать Maritime Villa (компания, выступившая покупателем виллы в рамках соглашения об урегулировании между Чигиринским и Sibir) вернуть объект в собственность Tatik. Судья принял неоднозначное решение: с одной стороны, он отклонил требование аннулировать сделку по продаже виллы компании Maritime, с другой, счел, что объект должен находиться в залоге у компаний Круглова. При этом все требования офшоров Курглова судья признал обоснованными.

Источник: Ведомости