Взвешивание по дороге
09.11.2012
Минэкономразвития решило защитить автоперевозчиков и раскритиковало систему контроля за весом грузовиков. Затраты бюджета и бизнеса на проведение контроля не окупают себя
Тяжелые грузовики – главная причина износа дорог, уверены в Минтрансе, на грузовики свыше 12 т приходится 56% ущерба. Чтобы перевозить грузы тяжелее разрешенной массы (40 т для автопоезда с пятью осями), нужно получить специальное разрешение, заплатив компенсацию за повреждение дорожного полотна. Следят за соблюдением правил пункты весового контроля на трассах – сотрудники ФТС (на границе), Ространснадзора и ГИБДД. В эффективности контроля и поступлении штрафов заинтересован Росавтодор, замечает федеральный чиновник: координация между ведомствами налажена плохо и нередко они работают, «как лебедь, рак и щука».
На 50 000 км федеральных трасс всего 150 пунктов контроля (94 из них передвижные). Сколько тратит бюджет на их содержание, Минтранс не сообщает, по оценкам Минэкономразвития, около 450 млн. руб. в год.
Работают они неэффективно, заключило Минэкономразвития, оценив проект приказа Минтранса о порядке проведения весового контроля. За 2011 г. с перевозчиков удалось собрать около 1 млрд. руб. компенсаций и штрафов (данные Минтранса и расчеты Минэкономразвития на основе статистики МВД). Эти средства позволяют компенсировать нанесенный дорогам вред лишь на 20% – по оценкам Минтранса, на ремонт трасс из-за чрезмерных нагрузок требуется до 17 млрд. руб. (по нормативам расходы на содержание и ремонт в 2012 г. составят 210,6 млрд. руб.).
Страдают не только дороги, но и перевозчики: их издержки из-за потери времени, а также «избирательного правоприменения» составляют до 2,2 млрд. руб. в год, приводит оценки Минэкономразвития. Таким образом, общие расходы бюджета и самих перевозчиков из-за системы весового контроля (до 2,7 млрд. руб.) не позволяют возместить вред от превышения нагрузки. Правда, и ослабить контроль нельзя – ущерб дорогам будет еще более существенным, признает ведомство.
Минэкономразвития предлагает реорганизовать систему: передать функции контроля единому органу, отстранить ГИБДД, а передвижные пункты расставлять там, где их трудно объехать. Во время консультаций с Минэкономразвития перевозчики предложили устанавливать пункты контроля вблизи крупных предприятий и транспортных узлов, где сразу можно будет получить сертификат взвешивания.
Чтобы один и тот же грузовик не взвешивали дважды, Минэкономразвития предлагает ввести добровольное пломбирование. Измерительное оборудование нужно контролировать, погрешность не должна превышать 2%, при этом необходимо устанавливать дополнительный комплект для контрольного взвешивания.
Перевозчики нередко жалуются на неточное оборудование, расхождения могут доходить и до 1,5 т, рассказывает Константин Шаршаков из Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, лучше всего устанавливать оборудование, которое исключает человеческий фактор. «Регулирование автотранспортных перевозок чрезмерно усложнено, а иногда и просто непредсказуемо», – жаловался премьер-министру Дмитрию Медведеву главный управляющий Procter & Gamble Роберт Макдональд. Стоимость перевозок в пересчете на 1 км в России ниже, чем в Европе, но если вычесть зарплату водителей, то расходы соизмеримы, объяснял Макдональд: российские перевозчики платят в 1,5 раза больше налогов и сборов по сравнению с Европой и показатели физического износа в 3 раза выше.
Штраф за тяжести
Перевозка без спецразрешения карается штрафом до 2500 руб. и лишением прав на шесть месяцев для водителя, а для компании – до 500 000 руб. Превышение разрешенной нагрузки более чем на 5% – до 2000 руб. для водителя и до 400 000 руб. для компании, предоставление недостоверных сведений о массе груза – до 5000 и 450 000 руб. соответственно.
Источник: Ведомости