Топливные "три шестерки" мало кому нравятся

19.10.2012

Влияние налоговой схемы "60-66" на российскую нефтяную отрасль и доходы бюджета пока остается для чиновников неясным. По мнению Минфина, бюджет понес потери — заместитель главы министерства Сергей Шаталов оценил их в $1,6 млрд за период с октября 2011 года по август 2012 года. Минэнерго, напротив, считает, что в целом эффект на доходы бюджета нейтральный

С точки зрения изменений в отрасли результаты тоже противоречивые: с одной стороны, наблюдается существенный рост добычи нефти и инвестиций в геологоразведку, с другой — увеличился выпуск нефтепродуктов, в том числе темных, хотя ожидалось его падение. И Минфин, и Минэнерго предпочитают говорить об изменении формулы "60-66" с большой осторожностью.

Налоговая реформа с введением формулы "60-66" затевалась для того чтобы повысить доходы нефтяных компаний от экспорта нефти и одновременно стимулировать их повышать глубину переработки: предполагалось, что повышение пошлины на темные нефтепродукты подорвет экономику их экспорта. Напомним, в ходе реформы экспортная пошлина на нефть была несколько понижена, а пошлина на темные нефтепродукты повышена до уровня 66% от нефтяной. Такое перераспределение должно было способствовать росту добычи нефти, не затронув доходы бюджета.

Система "60-66" была внедрена 1 октября 2011 года, и за истекший срок стало понятно, что из целей реформы достигается примерно половина. По словам заместителя главы Минфина Сергея Шаталова, система "60-66" для федерального бюджета оказалась не просто перераспределением доходов по секторам, как считал сам господин Шаталов весной прошлого года (см. "Ъ" от 28 марта 2011 года): выпадающие доходы с октября 2011 года по август 2012 года составили $1,6 млрд. Этот показатель рассчитан с учетом налоговых льгот "Башнефти" и "Татнефти": впрочем, эти льготы за указанный период составили только 6,6 млрд руб. Между тем по расчетам Минэнерго, доходы бюджета от нефтяного сектора за первое полугодие даже выросли на 0,2%.

Минэнерго подчеркивает существенный рост добычи нефти и инвестиций: в первом полугодии добыча выросла на 1,6%, бурение на 9%, инвестиции в добычу на 14%, в переработку — на 24%. "Мы видим позитивные изменения — увеличилось бурение, добыча нефти",— согласен господин Шаталов (цитата по "Интерфаксу"). Впрочем, по его мнению, вклад системы "60-66" в эти изменения еще предстоит оценить: в частности, рост добычи произошел в основном на новых месторождениях с пониженной ставкой экспортной пошлины.

При этом производство и экспорт мазута, которые должна была подкосить система "60-66", не только не сократились, но даже увеличились. "Не сократился объем переработки, не сократился объем производства темных нефтепродуктов — это неожиданный для нас результат. Но говорить, что все это связано только с режимом "60-66", неправильно",— считает замминистра. По мнению аналитиков, рост выпуска мазута (по данным Росстата, на 1,7% за девять месяцев) связан с запуском первой очереди НПЗ "Танеко".

Правительство ожидает предложений ведомств по изменению режима "60-66" к концу апреля 2013 года. Минэнерго, которое озабочено поддержанием уровня добычи нефти, может предложить дальнейшее снижение пошлины на нефть с повышением ставки для нефтепродуктов. Минфин ранее заявлял, что в таком случае необходимо компенсировать возникающее выпадение доходов. Поскольку действительное влияние фискальных изменений на реальную ситуацию в секторе на самом деле неизвестно, простое сохранение нынешней системы может оказаться приемлемым компромиссом.

Источник: КоммерсантЪ