Сокрушительный удар: утильсбор повысит цены на авто в десятки раз
03.10.2025
С 1 ноября 2025 года в России может измениться принцип расчета утилизационного сбора: платеж хотят привязать не только к возрасту и объему двигателя автомобиля, но и к мощности. Льготные ставки предлагается сохранить для физлиц, которые везут машины для личного пользования, и лишь для иномарок до 160 л.с. Для остальных ставки могут подняться на 25-50%.
В Минпромторге РФ считают, что на автомобильный рынок в стране новый принцип расчета повлияет незначительно. Глава ведомства Антон Алиханов уверен, что для потребителя все еще остается большой выбор машин, которые можно купить или привезти из-за границы, не переплачивая. А если хочется транспортное средство мощнее, можно выбрать из отечественных моделей или иномарок, производство которых локализовано в РФ.
Эксперты в рамках программы «Суть дела» поделились с РБК Приморье мнением о том, как новый расчет утильсбора может повлиять на российский автомобильный рынок.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза
«Сложно представить более сокрушительный удар. В Россию на физлиц ввезли в 2024 году 550 тыс. автомобилей, в 2023 — 460 тыс. Для сравнения: весь авторынок, все продажи новых автомобилей в прошлом году — это на 30% рынок «физиков» от общего объема новых машин. Если убрать с рынка этот объем, цены на новые автомобили серьезно вырастут.
Это приведет к полной невозможности приобретения б/у автомобилей и новых автомобилей на физиков из-за рубежа, целыми огромными социальными группами.
Жители Дальнего Востока страдают в первую очередь, потому что именно через Дальний Восток приезжает значительная часть иномарок — больше 170 тыс. в год.
Чтобы понять, как сильно подорожают машины, достаточно зайти на государственный портал проектов правовых актов, написать там в поиске «утилизационный сбор» и увидеть предложение Минпромторга. Указанную в документе ставку умножаем на 20 тыс. руб., это та самая базовая ставка «утиля». Раньше она умножалась на некий льготный коэффициент, получалось 3,6 тыс. или 5,4 тыс. руб. А сейчас он умножается на нельготный.
Мы считали Toyota Camry 2,5 литра, 200 л.с. С 1 ноября, если норма вступит в силу, эта машина, новая, будет стоить 6,5 млн руб. Она во всем мире стоит 30 тыс. долларов. То есть, 2,7 млн руб.
Гибридам и электрокарам достается жестче, чем всем остальным. Там точка отсечения 80 л. с. На Дальнем Востоке Nissan Leaf долго был довольно популярен, но сейчас их ввоз снизился, потому что им уже ввели утильсбор некоторое время назад. Сейчас он просто драматически вырастет и, к сожалению, до свидания известная привычная Toyota Prius, до свидания всякие N-боксы гибридные, Toyota Alphard и другие.
Я думаю, единственное, что мы получим — это рост социальной напряженности.
Если эта норма будет принята, а мы надеемся, что не будет, то необходимо разрешить ветеранам специальной военной операции, которые сейчас за нашу страну воюют, и многодетным ввозить автомобили без этого утильсбора. И тогда, как в Беларуси, рынок будет насыщен всеми возможными необходимыми вариантами».
Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»
«В региональном плане достаточно интересная картина. Мы проанализировали, какие машины за 8 месяцев этого года ввозили на Дальний Восток из Японии. На автомобили свыше 160 л. с. приходится чуть больше 10% ввоза. То есть 90% ниже этого порога и, получается, по ДФО это изменение утиля ударит меньше всего относительно других регионов.
При этом ввоз из Китая — это на 80% модели мощностью свыше 160 л. с., импорт из Кореи — больше 85%. Ввоз из Белоруссии, через Грузию и так далее — там планка существенно выше.
Изменения будут разными. Если взять маломощные и малолитражные автомобили, то там подорожание будет символическое — на 50 тыс., максимум на 100 тыс. руб. В сегменте машин свыше 160 л. с. иномарки подорожают в разы, даже в десятки раз. Сейчас на них действует льготный утильсбор, и за условный Hyundai Palisade покупатель платит 5,4 тыс. руб., а будет платить 1,5 млн.
Ввоз электрокаров и гибридов практически прекратится, потому что все они больше 160 л.с. Сейчас доля электрокаров в рынке новых автомобилей меньше 1%, доля гибридов 2,5%. Есть и российское производство, но оно незначительное — всего несколько моделей. Однако электрокары и гибриды завозят официальные поставщики. То есть рынок полностью не рухнет, просто изменится структура рынка. Изменение в этой части правил направлено на то, чтобы принудить китайских производителей собирать свои автомобили на российских предприятиях. Во Владивостоке есть «Соллерс», возможно, туда придет инвестор из КНР, чтобы организовать сборку».
Олег Баринов, исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры»
«Безусловно, повышение утилизационного сбора сильно ударит по сегменту подержанных автомобилей, которые ввозят физические лица, и повлияет на рынок регионов в целом. В 2025 году автомобильный рынок снизился за 8 месяцев на 20%. Одним из факторов, как мы считаем, стали введенные и увеличенные ставки утилизационного сбора в 2024 году, когда платеж вырос на 70−80%.
Это повлияло на стоимость автомобилей, цены взлетели на 300 тыс. — 500 тыс. руб. Это было беспрецедентно.
Основной сегмент популярных автомобилей на Дальнем Востоке — это машины от 1,5 до 2 литров объемом двигателя. Данный сегмент подорожает на несколько сотен тысяч рублей. При этом в целом автомобили могут подорожать на 20-30%, что скажется на доступности машин для населения.
Введение утилизационного сбора на гибридные автомобили фактически обнулит их экономическую привлекательность. Мы увидим снижение интереса потребителей к данному сегменту транспорта. Но давайте не забывать, что мера все-таки не введена, и сейчас только обсуждается.
Автомобиль на Дальнем Востоке — это не просто транспорт, это часть экономики, это рабочие места в автосервисах, в логистике, страховании. Повышение утильсбора скажется на сокращение объемов ввоза автомобилей и, как следствие, к падению активности, в том числе в смежных отраслях».