Рыночное соотношение: ЕЭК готова возобновить переговоры с Египтом о свободной торговле
06.10.2025
Евразийская экономическая комиссия готова возобновить диалог с Египтом о зоне свободной торговли (ЗСТ), сообщил «Известиям» министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. В 2023-м стороны договаривались об обнулении пошлин на более 95% товарных позиций. Однако после этого подвижек не было. Египет сейчас переживает экономический кризис, поэтому сотрудничество с ЕАЭС могло бы способствовать росту экспорта, считают эксперты. Это также позволит стране укрепить позиции в регионе. Для ЕАЭС же Каир может стать хабом для выхода на рынки Африки и Ближнего Востока через Суэцкий канал. В какой продукции могут быть заинтересованы страны объединения и какую еще выгоду получит Египет — в материале «Известий».
Переговоры о ЗСТ с Египтом
В ЕЭК готовы возобновить переговоры с Египтом о ЗСТ, сообщил «Известиям» министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
— Пока мы находимся на паузе с Каиром, поскольку египетская сторона выразила пожелание, что ей надо провести дополнительные оценки и верификацию балансов в контексте экономической ситуации, которая складывается в мире и, в частности, в Египте. Мы открыты к возобновлению переговорного процесса в любой момент, к поиску, возможно, новых условий и подходов для того, чтобы выстраивать взаимодействие. Но здесь нужна воля обеих сторон, как только египетская сторона сочтет для себя возможным продолжение этих переговоров, мы с удовольствием к ним вернемся, — сказал министр.
Ранее директор первого департамента стран СНГ МИД России Микаэл Агасандян сообщил, что заключить соглашение между Египтом и ЕАЭС удастся, как только стороны придут к взаимоприемлемым развязкам по согласованию товарных позиций. «Когда это произойдет — сложно сказать», — уточнил Агасандян.
При этом в ЕАЭС помимо РФ также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Однако вряд ли какая-то из этих стран может чинить препятствие сближению союза с Каиром. При этом конкретно Москва предлагала, по словам вице-премьера РФ Алексея Оверчука, перезапустить переговоры по соглашению о ЗСТ между ЕАЭС и Египтом. «Переговоры шли, нужно посмотреть, что с ними произошло и что нужно здесь вместе сделать для того, чтобы максимально убрать барьеры в нашей взаимной торговле и сделать, создать действительно удобные условия для бизнеса», — говорил он.
Высший евразийский экономический совет одобрил проведение переговоров с Египтом о создании ЗСТ еще в 2016 году. До конца 2024-го стороны провели шесть переговорных раундов по этому вопросу. В конце 2023-го Слепнев называл соглашение с Египтом амбициозным, подчеркивая, что под обнуление пошлин должно попасть более 95% поставляемых в страну товарных позиций. Однако затем диалог слегка начал буксовать. Хотя глава Минпромторга РФ Антон Алиханов еще в августе 2024-го сказал, что соглашения ЕАЭС о зоне свободной торговли с ОАЭ, Индонезией и Египтом находятся в высокой степени проработки. В первом случае документ был подписан в июне 2025-го, с Индонезией его должны окончательно согласовать к концу года.
Кроме того, в мае 2025-го вступило в силу соглашение о ЗСТ с Ираном. Оно сразу увеличило торговый оборот сторон на 35%, заметил в сентябре вице-премьер РФ Алексей Оверчук. Также в ноябре объединение проведет первый раунд переговоров о создании ЗСТ с Индией. Есть и другие страны, включая Таиланд, которые проявляют интерес к сближению с ЕАЭС.
Основная причина, по которой Каир притормозил переговоры, политическая, пояснил «Известиям» востоковед Леонид Цуканов. По его словам, Египет вынужден балансировать между интересами США и стран ЕС, которые не слишком заинтересованы в его сближении с ЕАЭС.
— К тому же на египетские власти давят внутренние факторы (ущерб экономике из-за напряженности в регионе, снижение уровня продовольственной безопасности), что вынуждает власти Арабской Республики опираться на уже выстроенные сети — и наращивать экономические контакты с Европой. Впрочем, полностью из переговоров по ЗСТ Каир пока не выходит, оставляя пространство для маневра. Это внушает надежду, что в перспективе процесс будет вновь разморожен, — резюмировал эксперт.
Перспективы Египта в ЕАЭС
Возобновление переговоров о зоне свободной торговли с ЕАЭС — это стратегическая возможность для Каира, считает египетский профессор Вафа Али. Сотрудничество открывает стране доступ к рынку более 180 млн потребителей, включая Россию и Казахстан, а также создает дополнительные каналы для экспорта сельскохозяйственной и текстильной продукции.
— Для ЕАЭС Египет интересен как крупный и быстрорастущий рынок, а также как поставщик свежих продуктов, хлопка и химической продукции, — сказала она «Известиям».
По ее словам, страны союза смогут диверсифицировать свои поставки и получить доступ к товарам, которых у них мало или они слишком дорогие.
Кроме того, Египет — это один из крупнейших экспортеров цитрусовых в Россию.
— Это касается и продуктов питания: свежие и переработанные овощи, оливковое масло, специи, чай, рыба и морепродукты. Поэтому Египет способен частично закрыть спрос ЕАЭС прежде всего по продовольственной продукции и товарам легкой промышленности, — говорит «Известиям» заместитель директора центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Александр Королев.
В то же время для Египта сотрудничество с ЕАЭС важно и с точки зрения продовольственной безопасности.
— С одной стороны, в этой стране растущее население с хорошей демографией, но с другой — она переживает экономический кризис. Египет — крупнейший нетто-импортер пшеницы, зерна, и у него сейчас большие проблемы с точки зрения продовольственной безопасности. Поэтому потенциальное заключение соглашения о ЗСТ и снижение ставок на пошлины поспособствуют росту экспорта зерна и продукции агропромышленного комплекса, — считает эксперт.
Египет также заинтересован в импорте машин, которые необходимы для организации агропромышленных производств, — это тракторы, комбайны, грузовые автомобили. Также Каиру нужны различное оборудование для добычи и переработки углеводородов, металлургическая продукция, фармацевтика, удобрения и нефтехимия.
Египет для ЕАЭС может превратиться в хаб для выхода стран объединения на рынки Африки и Ближнего Востока через Суэцкий канал. Сам Каир, сотрудничая с государствами союза, получит инвестиции, технологии и возможность укрепить геополитическое влияние на Ближнем Востоке, резюмировали эксперты.