​Очереди из тысяч фур у границы Казахстана могут повлечь рост цен на товары

25.09.2025

Очереди на границе России и Казахстана связали с усилением контроля за «серым импортом», что может привести к росту цен на товары, которые ввозились в страну с нарушениями

Данные о тысячах фур с товарами, застрявшими на границе между Россией и Казахстаном на пунктах пропуска, в том числе в Сибири, опубликовало казахстанское издание Orda. В сообщении говорилось о многокилометровых пробках из грузовиков на таможенных переходах на границе Казахстана и России с обеих сторон.

Издание ссылается на неназванного предпринимателя, обратившегося в редакцию со словами о том, что с каждой стороны на КПП собрались не менее пяти тысяч фур, а пробка является «мертвой», движения практически не наблюдается.

В Федеральной таможенной службе РБК сообщили, что текущее количество транспортных средств в пунктах пропуска «Петухово» (Курганская область), «Бугристое» (Челябинская область), «Веселоярск» (Алтайский край), «Сагарчин» (Оренбургская область) соответствует обычной ежедневной обстановке.

Также там добавили со ссылкой на данные водителей, что скопления грузовиков образуются на стоянках со стороны Казахстана, а не непосредственно в пунктах пропуска. С российской стороны очереди не зафиксировано.

В Сибирском таможенном управлении РБК Новосибирск рассказали, что роста трафика через МАПП «Павловка» на границе Новосибирской области с Казахстаном и скопления фур в настоящее время не фиксируется.

«Проверочные мероприятия проходят в строгом соответствии с законодательством и в штатном режиме, в среднем время их проведения занимает не более 8 минут. Число проверок за последний месяц не увеличено. Также не увеличена штатная численность сотрудников мобильных групп Новосибирской таможни, задействованных в проверках транспортных средств», — сказано в ответе.

«Серый импорт» и рост цен

Руководитель АО «ВЭД Агент» (г. Новосибирск), член Общественного совета при ФТС РФ Александр Дегтярев в разговоре с РБК Новосибирск сообщил, что на кадрах ФТС видно, что фур на границе России и Казахстана нет. Грузовики скапливаются не на границе, а в определенных местах стоянки, это позволяют им подождать.

«Чего именно подождать? — сейчас много версий, почему происходит скопление фур. Есть предположения, что сейчас необходимо регистрировать казахских или китайских водителей фур в системе госуслуг как иностранцев. Есть мнения про мобильные группы и так далее, — сказал Дегтярев. — Но все эти новости начались ровно тогда, когда ФТС начала проводить контроль поступающих автомобилей в Россию, которые следуют через границу с Казахстаном».

Иными словами, водители не едут в Россию, потому что понимают, что перевозимые грузы не пройдут проверку мобильных групп, то есть они были оформлены с нарушениями или не были оформлены вовсе, так называемый «серый импорт» или карго поставки.

«Если за неделю скопилось 5 тыс. фур, то можно только предполагать, о каком масштабе «серого импорта» идет речь. Это просто огромный поток грузов, с которых не платятся таможенные платежи. Отмечу, что для официального импорта вообще никаких вопросов и проблем нет. У нас, например, грузы проезжают через любой переход за 8 минут», — подчеркнул эксперт.

По его словам, из-за складывающейся ситуации возможно будет повышение стоимости некоторых товаров. Обычно они реализуются через маркетплейсы и при нехватке селлеры будут поднимать цены, чтобы их карточки не упали в выдаче.

РБК