Глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв — РБК: «Права на ошибку практически нет»

05.08.2025

Глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в своем первом интервью рассказал РБК о перестройке работы таможни, условиях презумпции добросовестности бизнеса, мошеннических схемах и о том, что ему говорили ночью водители в очереди фур"

— Вы возглавили таможню больше года назад, и это ваше первое обстоятельное интервью. А ваша предыдущая служба совсем не предполагала публичности. Верно?

— Именно так.

— Когда вы возглавили таможню, что вы увидели?

— Во-первых, большое спасибо за возможность рассказать о работе, которую мы вместе с коллективом проделали за это время. Если говорить об итогах 2020–2024 годов (первый этап десятилетней стратегии ФТС.), то в первую очередь нужно отметить полномасштабное внедрение электронного декларирования — вместо 600 мест оформления было создано 16 центров электронного декларирования. Это автоматическая регистрация деклараций на товары, автоматический выпуск, электронный транзит, утверждение перспективных моделей пунктов пропуска. Одним из важных решений было создание Главного центра обработки данных Федеральной таможенной службы.

В связи с этим хочется поблагодарить моего предшественника, на тот момент (по февраль 2023 года.) руководителя ФТС Булавина Владимира Ивановича. Благодаря его продуманной и взвешенной государственной позиции, собственному подходу к управлению службой удалось добиться результатов.

За период 2020–2024 годов ФТС перечислила в бюджет свыше 32 трлн руб. В 2024 году ежедневно оформляли свыше 3 млн т грузов и свыше 20 млрд руб. перечисляли в федеральный бюджет. На 1 руб., вложенный в Федеральную таможенную службу, приходилось 72 руб., перечисленных в бюджет.

— Какая в этом году у России динамика по экспорту и импорту, по данным ФТС?

— За первое полугодие товарный экспорт России составил $195,5 млрд в стоимостном выражении, минус 6% к тому же периоду 2024 года. Импорт вырос примерно на 1% — до $131,6 млрд. В целом пятерка крупнейших торговых партнеров России по стоимостным показателям товарооборота по итогам первого полугодия выглядит так: Китай, Турция, Индия, Белоруссия, Казахстан.

Серьезно расширяем поставки нужных нам товаров из таких стран, как Иран (плюс 10% по стоимости), Индонезия (плюс 48%), Египет (43%), Бразилия (10%).

РБК

Глава ФТС оценил эффект борьбы с «серыми схемами» на таможне в ₽300 млрд

Недобросовестный бизнес занижает таможенную стоимость товаров «в десятки раз», заявил глава ФТС Валерий Пикалев в интервью РБК. Усиление контроля в этом направлении «по скромным подсчетам» принесет в бюджет ₽300 млрд за пять лет

Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности представляют контролерам подложные инвойсы, сертификаты, контракты, в результате чего таможенная стоимость товаров занижается в десятки раз, заявил в интервью РБК глава ФТС Валерий Пикалев.

«Речь идет о существенном занижении, в десятки раз. Это приводит не только к уменьшению таможенных платежей, но и к снижению налогооблагаемой базы», — констатировал он.

Пикалев привел в пример детскую обувь. «Мы выявили занижение таможенной стоимости детской обуви более чем в 20 раз. Причем аналогичная обувь параллельно завозилась другими участниками по реальной таможенной стоимости. Таких примеров достаточно много», — отметил он.

По его словам, и объемы мошеннических схем, и заниженная стоимость — это «большая проблема». Нарушители умеют подстраиваться под изменяющийся рынок и, в том числе, иногда «договариваются с должностными лицами», поэтому без автоматизации ФТС «победить это будет очень сложно». И если то, что реализуются через кассовые аппараты, хорошо контролируется через систему маркировки, то товары, которые реализуется без них, контролировать гораздо сложнее.

«Мы работаем над оптимальным сочетанием контрольных мер для того, чтобы эффективно решать эти проблемы и не создавать избыточный контроль для добросовестных участников ВЭД. По скромным подсчетам, [финансовый эффект от этого может составить] до 300 млрд руб. за пять лет», — указал он.

Пикалев отметил, что «проблема шире, чем просто занижение таможенной стоимости». Например, отрицательной стороной подобных нарушений также выступает создание негативной среды для добросовестного бизнеса.

«Потому что те, кто работает в белую, не выдерживают конкуренцию с жуликами. Совсем недавно к нам приходили представители одной из известных компаний и буквально просили спасти от недобросовестных игроков, которые подделывают инвойсы, подделывают контракты и сертификаты, тащат сюда технику, декларируя ее по заниженной таможенной стоимости, которую продают по рыночным ценам. Это безобразие», — указал Пикалев.

Кроме того, в результате подделки документов в страну может попасть товар, «совершенно недопустимый, вредящий здоровью граждан». «Это, например, детские товары, автозапчасти, бытовая техника», — резюмировал Пикалев.

За 2024 год, по результатам контроля после выпуска товаров, ФТС выявила нарушения на сумму 56,4 млрд руб. (+58% по сравнению с 2023 годом), сообщали в службе. В эту сумму вошли как занижение таможенной стоимости товаров, так и заявление недостоверных сведений о классификационном коде товаров, а также незаконный оборот.

РБК
Глава ФТС объявил о плане реорганизации работы таможни


Для того чтобы в разы сократить время досмотра грузов на границе, ФТС будет работать в трех направлениях - модернизация инфраструктуры, унификация ПО для всех госорганов и автоматизация процессов, сказал РБК Валерий Пикалев

Сейчас транспортное средство в пункте пропуска на границе, где кроме таможенного, есть еще радиационный, санитарно-карантинный, пограничный и транспортный контроль, проводит 56 минут, если речь идет о «комфортных условиях и безрисковых ситуациях», описал текущую ситуацию в интервью РБК глава ФТС Виталий Пикалев. Таможеннику приходится использовать в своей работе 12 программных средств. «Это нас не устраивает. Тем более перед нами президент поставил задачу — сократить время нахождения транспортного средства в пункте пропуска на границе до 10 минут», — подчеркнул он.

Для того, чтобы достичь «прорывного результата», по словам Пикалева, необходимо сделать три вещи: «В первую очередь привести инфраструктуру пункта пропуска в соответствие с утвержденными перспективными моделями. Второе — все государственные органы должны работать в одной информационной системе. И третье — максимально автоматизировать процессы в пунктах пропуска».

Но для того чтобы это реализовать, таможня «должна заблаговременно получать от бизнеса полноценную информацию, заранее проводить анализ и, используя систему управления рисками (СУР), принимать решения», пояснил глава ФТС.

Таможенники работают с бизнесом, распределяя участников внешнеэкономической деятельности по уровням риска — от этого зависит, какие меры контроля к ним применяются. По оценкам на III квартал 2025 года низкий уровень риска (контроль после выпуска товара) установлен для 12 200 компаний. На их долю приходится 70,9% товарных партий и 73,3% уплаченных таможенных платежей, следует из данных ФТС. Категория среднего уровня риска (предполагает в основном документальный контроль) самая многочисленная — почти 98 тыс. участников. К категории высокого уровня риска отнесено чуть больше 7 тыс. — тут предполагается, как документальный, так и фактический контроль на границе.

Максимально доверенные участники внешнеэкономической деятельности.— это уполномоченные экономические операторы. Но сейчас размыта грань между ними и организациями в статусе «низкого уровня риска», сказал Пикалев. «Мы обсуждаем дополнительные упрощения и преференции для этого института, чтобы повысить его привлекательность и создать условия, при которых организации низкого уровня риска стремились бы получить статус уполномоченного экономического оператора», — подчеркнул глава ФТС, добавив, что это даст больший объем автоматического выпуска.

«Требования для таких операторов — корректно декларировать товары, не занижать таможенную стоимость и объемы, своевременно платить платежи и сборы. Просто не нарушать законодательство», — подчеркнул он: «К большому сожалению, даже среди максимально доверенных организаций мы иногда наблюдаем не совсем корректное поведение. Редко, но это есть».

«Когда транспортное средство пересекает границу, мы в принципе уже должны понимать, по какому коридору оно будет двигаться», — указал Пикалев. В безрисковой ситуации — по зеленому проходит контроль и убывает практически без остановок, если есть риски — по красному. Что касается вопроса, будет ли когда-нибудь работать пункт пропуска без участия человека, — «в будущем это возможно за счет использования искусственного интеллекта», сказал он.

Все это можно реализовать, по словам главы ФТС, если использовать интегрированную систему пропуска, которая соберет в себя все ключевые бизнес-процессы. Такая система уже тестируется в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр (в Дагестане, на границе с Азербайджаном). «До конца года тесты будут завершены, и мы такую систему пропуска будем применять во всех пунктах на границе, которые готовы с точки зрения инфраструктуры», — сказал Пикалев.

В Тагиркент-Казмаляре сейчас тестируется портальный инспекционно-досмотровый комплекс (машина проезжает сквозь него) от «Скантроник Системс», входящей в госкорпорацию «Ростех». Такой же комплекс от другого производителя — «Диагностика-М» — проходит испытания в Забайкальске. «Это как раз те два образца, которые помогут выполнить норматив в 10 минут на пункте пропуска.
Потому что только портальный комплекс позволяет машине двигаться безостановочно со скоростью 5–10 км/ч. Применение искусственного интеллекта в части автоматического анализа содержимого позволит нам выйти на запланированные 10 минут», — считает глава ФТС. В следующем году «Росгранстрой» планирует оснастить портальными инспекционно-досмотровыми комплексами четыре пункта пропуска на Дальнем Востоке.

На других пункта пропуска сейчас используются в основном мобильные инспекционно-досмотровые комплексы и стационарные инспекционно-смотровые комплексы, когда машина заезжает в бокс и установка проезжает вдоль машины.

РБК

Глава ФТС объяснил закрытие 20 пунктов на границе с Украиной

Глава ФТС Валерий Пикалёв в интервью РБКобъяснил решение правительства с 1 августа закрыть 20 пунктов пропуска, которые сейчас или раньше находились на границе с Украиной. Речь идет о пунктах пропуска, открытых по соглашению правительств России и Украины от 8 февраля 1995 года.

«В них необходимости больше нет», — заявил Пикалёв. Он подтвердил, что это связано с изменением границ.

В частности принято решении о закрытии автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска в Брянской, Курской, Белгородской Воронежской, Ростовской областях.

Глава Таможенной службы также рассказал о ситуации на таможенных постах в новых регионах. — «Я бываю там в командировках, и, наверное, необходимо выделить несколько моментов. Первое — это укрепление кадрового потенциала. Очень много ребят, прошедших серьезные испытания в зоне проведения специальной военной операции, закончили службу в Минобороны. Для этих ребят мы подготовили специальные курсы на площадке таможенной академии. Эти курсы прошли уже 37 должностных лиц. Сейчас мы эти курсы расширяем не только в части профессиональной подготовки, но и в части социальной реабилитации», — заявил Пикалёв.

Еще одной задачей он видит развитие инфраструктуры Луганской таможни, Донецкой таможни, и на Херсонском и Запорожском постах, которые вошли в состав Крымской таможни. «Часть нашей инфраструктуры восстанавливают подрядчики Минстроя, а часть помещений мы взяли под свою ответственность. В течение следующего года у нас есть планы закончить где-то капитальный ремонт, где-то реконструкцию и подготовить помещения с организованными для наших должностных лиц рабочими местами», — заявил глава ФТС. Он отметил, что в свободной экономической зоне на территории ДНР и ЛНР в прошлом году было всего 100 участников, а сейчас уже свыше 300.

РБК

Глава ФТС описал схемы мошенничества с ввозом автомобилей

Посредники могут ввозить машину по коммерческому коэффициенту, а не для личного пользования, а покупателю начисляют утильсбор свыше 600 тыс. Также такой риск может возникнуть у добросовестного покупателя при покупке машины у ИП

Существует несколько распространенных схем ввоза автомобилей в Россию, связанных с уклонением от утильсбора или попыткой переложить ответственность за его уплату на конечного покупателя. Об этом в интервью РБК рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалев.

По его словам, сейчас распространяется следующая схема. Гражданин заключает договор с компанией, которая обязалась приобрести автомобиль и доставить его по адресу покупателя. При этом тот факт, что потенциальный владелец машины должен уплатить утилизационный сбор, в договоре прописано мелким шрифтом.

«Совсем недавно мы рассматривали вопиющий случай, — рассказал Валерий Пикалев. — К нам обратился участник специальной военной операции. Его супруга заключила договор с компанией, которая заявляла себя как посредника между покупателем и поставщиком машины, брала на себя обязательство купить ее за деньги конечного покупателя и доставить по адресу. Мелким шрифтом в договоре было прописано, что у добросовестного покупателя возникает обязанность оплатить утильсбор».

Здесь, по ловам главы ФТС, «наступает самое интересное»: они ввозят машину по коммерческому коэффициенту, а не для личного пользования. «И в итоге покупателю написали, что она должна заплатить еще около 600 тыс. руб., а у нее этих денег-то нет», — заключил Пикалев. Машину конечный владелец зарегистрировать в итоге не может.

По словам главы ФТС, чтобы избежать подобных неприятностей, люди должны очень внимательно читать договоры и аккуратно подходить к выбору компаний-поставщиков.

Валерий Пикалев рассказал еще об одной схеме, при которой индивидуальный предприниматель много раз ввозит автомобили в Россию в течение года. Первый раз утильсбор рассчитывается по льготной ставке, но все последующие это должно происходить уже по коммерческой (льготная схема действительна лишь раз в год).

«К сожалению, информационная система еще не до конца совершенна, и в некоторых случаях автомашину ставят на регистрационный учёт без доплаты утильсбора, хотя машина была отчуждена до истечения года пользования. То есть они делают вид, что ввозят для личного пользования, а на самом деле это коммерческая деятельность. Проблема в том, что если сотрудники ГИБДД не увидят, что она меньше года находится в собственности, а собственник ее продает, то они ее зарегистрируют, поставят на учет, и тогда наступает разделенная ответственность с добросовестным покупателем машины», — сказал глава ФТС.

Утильсбор — это специальный налог, который платится при покупке нового автомобиля. По замыслу его авторов он должен помочь организовать утилизацию старых, ненужных машин. На данный момент физические лица, которые самостоятельно ввозят в Россию иномарку для личных нужд с соблюдением норм налогового и таможенного законодательства, уплачивают утильсбор по льготной ставке (3,4 тыс. руб. за новые машины возрастом до трех лет и 5,2 тыс. руб. за автомобили с пробегом, которые старше трех лет).

Если речь о коммерческом налоге, то за машины с двигателем объёмом от 1 до 2 литров он составляет 667 400 рублей, а за остальные автомобили еще больше.

При ввозе машины с двигателем больше 3 л. владелец платит полный коммерческий утилизационный сбор.

В начале июля глава Минпромторга Антон Алиханов рассказывал, что ведомство прорабатывает очередное увеличение ставки утилизационного сбора, которое на этот раз затронет физлица. Он уточнил, что повышение коснется машин с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил.

РБК

Глава таможни рассказал о ночной встрече с водителями в очереди фур
Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Валерий Пикалёв в интервью РБК рассказал, как в ноябре 2024 года ночью приехал на таможенные посты около границы с Белоруссией и поговорил с водителями фур.
Тогда Пикалёв с заместителями приехали на Краснинский и Стабнинский таможенные посты в Смоленской области, а также проинспектировали мобильную группу у Красной Горки.
«Огромное количество жалоб водителей, а также от белорусских коллег. Такие места у нас, к сожалению, есть. Мы приехали совершенно неожиданно и увидели многокилометровую очередь машин. Исходя из докладов по ситуации, очереди большой не было. На прямой вопрос о причинах такого скопления машин должностные лица ответили, что по приказу начальника таможни досматривают все контейнеры. При этом результативность таких досмотров была минимальна», — рассказывает глава ФТС.
По словам Пикалёва, после визита он провел совещание в Смоленской таможне, «по результатам были приняты решения и проведены мероприятия по нормализации обстановки».
Вскоре начальник Смоленской таможни генерал Рустам Якубов лишился должности. В феврале его сменил Николай Новиков.
«Сейчас пробок нет, но ситуацию мы держим на контроле и будем оперативно реагировать и впредь», — заявил РБК глава таможенной службы.
ФТС сообщала, что в марте Пикалёв снова приехал на Смоленскую таможню и водители рассказали ему об улучшении ситуации. По итогам проверки глава ФТС заявлял, что в приоритете укомплектование кадрами Смоленской таможни. «Необходимо свести к минимуму командирование из других подразделений и таможенных органов. В ближайшее время нужно сформировать смены по семь-восемь человек, чтобы снизить нагрузку на должностных лиц и повысить эффективность контроля», — говорил он.

РБК