Минпромторг РФ собирается частично отменить льготный утильсбор для физлиц
09.07.2025
Машины, на которые собираются повысить ставку сбора, составляют примерно треть от всего импорта, проходящего через Владивосток
Минпромторг РФ прорабатывает очередное увеличение ставки утилизационного сбора, которое на этот раз затронет физлица. Об этом глава ведомства Антон Алиханов сообщил журналистам в Совете Федерации. Он уточнил, что повышение коснется только машин с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил, пишет «Интерфакс».
«Мы в рамках стратегической сессии доложили председателю (правительства — прим. ред.), — как раз рассматривался автопром, — о необходимости распространения утилизационного сбора на те автомобили, которые ввозятся физическими лицами в определенных сегментах, то есть 160 лошадей и выше. Мы будем распространять на них тоже утилизационный сбор», — сказал министр.
По словам Алиханова, мера позволит получить дополнительные источники доходов для дофинансирования льготных программ в автопроме. Получить с нового утильсбора власти планируют от 40 до 60 млрд руб., уточнил глава ведомства. Решение по частичному повышению утильсбора для физлиц планируется принять в ближайшее время.
В начале июля Алиханов на правительственном часе в Совете Федерации говорил, что Минпромторг собирается увеличивать скидки по механизмам поддержки спроса в автопроме, а также полноценно восстанавливать программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По его словам, это необходимо, чтобы на допустить прогнозируемой 40-процентной просадки продаж авто по итогам 2025 года.
Напомним, сейчас физлица, которые импортируют автомобиль для собственных нужд, платят утильсбор по льготной ставке. Для иномарок с объемом двигателя меньше 3 л. он составляет 3,4 тыс. руб. за новые машины возрастом до 3 лет и 5,2 тыс. за автомобили с пробегом старше 3 лет. При ввозе машины с двигателем больше 3 л. владелец платит полный коммерческий утилизационный сбор.
Как рассказал РБК Приморье директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский, ссылаясь на собственную статистику за последние три месяца, автомобили с мощностью свыше 160 лошадиных сил составляли примерно 35% от всего объема импортируемых машин.
«Это большая цифра. Практически вся Южная Корея, Китай в большинстве своем — это автомобили мощностью свыше 160 лошадиных сил. Довольно большой перечень иномарок мы теряем. Но это не главное. Главное, что мы не понимаем, что это за подорожание. Минпромторг говорит, что утильсбор будет другой, но не говорит, что приравняет его к коммерческому сбору. У коммерческого утильсбора существует сетка, которая привязана к объему двигателя. А здесь они добавляют новый термин — мощность двигателя. К мощности двигателя не привязывалось никогда и ничего», — прокомментировал Клатаевский, отметив, что нововведение начнет действовать уже в этом году.
По словам предпринимателя, работать импортерам станет тяжелее. Выпадающий объем в какой-то степени перераспределится, покупатели переключатся. Однако в некоторых сегментах, например, среди минивэнов, автомобилей с меньшей мощностью практически нет.
«Я, честно говоря, не понимаю, как все 35% перераспределятся. Покупатели, конечно, будут выбирать машины с меньшей мощностью, но делать это они будут вопреки своему желанию. Однако все будет зависеть от суммы [утильсбора]. Не могу пока сказать конкретно, как это повлияет на спрос, пока мы не увидим суммы. Если они будут до 100 тыс. руб. — это приемлемо, это будет работать. Если будет больше 100 тыс. руб. — это будет катастрофа. Людям станет тяжело тянуть такие бюджеты», — подытожил Клатаевский.