Всем по пути: РФ подключает Туркменистан к логистическим проектам
26.06.2025
Россия заинтересована в подключении Туркменистана к крупным логистическим проектам. Наиболее перспективный — это коридор «Север – Юг». Кроме того, в ближайшее время стороны определятся с датой проведения очередного заседания межправкомиссии. Страны сейчас также работают над увеличением товарооборота, и здесь уже удалось добиться конкретных результатов. Глава МИД РФ Сергей Лавров, который прибыл в Ашхабад, именно эти вопросы обсуждал с руководством среднеазиатской республики. О том, чем отличается столица Туркменистана от остальных городов и чью память почтил Лавров во время своего визита, — в материале «Известий».
Участие Ашхабада в проекте «Север – Юг»
У Сергея Лаврова состоялись переговоры с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым и заместителем председателя кабинета министров, главой МИДа страны Рашидом Мередовым.
— Есть целый ряд вопросов на повестке дня, которые требуют уже предметного внимания. В том числе целый ряд проектов в рамках создаваемого международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Россия и Туркменистан будут играть важную роль в реализации этого действительно перспективного начинания, которое существенно укрепит позиции всего нашего региона с точки зрения логистики и развития евразийского континента, обеспечения связи между северными и южными морями, — сказал российский дипломат.
Стороны отметили необходимость определить в ближайшее время сроки очередного заседания межправительственной комиссии двух стран. Сергей Лавров и Рашид Мередов подписали программу сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами на 2025–2026 годы.
— Мы высоко ценим дружественные, доверительные отношения с братским Туркменистаном, нашим партнером, близким другом вне зависимости от международной конъюнктуры, — сказал глава МИД РФ.
Москва сейчас готова вовлекать республику в разные проекты, исходя из того, насколько к этому готов сам Ашхабад, несмотря на политику изоляционизма, говорит «Известиям» заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Туркменистан не входит в состав большинства международных организаций, включая, например, ЕАЭС или ОДКБ. И даже в СНГ республика находится на правах ассоциированного участника.
— Каких-то серьезных предпосылок к тому, чтобы Туркменистан поменял свою внутреннюю и внешнеполитическую стратегию, нет, но страна, в принципе, благодаря своему нейтралитету обеспечивает определенную стабильность, — добавил эксперт.
Туркменистан выстраивает необходимые связи, в первую очередь делая акцент на двустороннем сотрудничестве. Тем не менее география внешнеэкономических связей страны сейчас охватывает более 110 стран мира, с тремя десятками государств заключены межправительственные торгово-экономические соглашения. В качестве страны-наблюдателя Туркменистан присоединился к ряду новых международных форматов: Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ВТО, Организации тюркских государств, уточнила доцент кафедры зарубежного регионоведения Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ Мария Моховикова. По ее словам, Россия учитывает, что за последние годы на фоне традиционно крепких связей с Китаем, активизировались отношения Туркменистана с Турцией, Ираном и странами Центрально-Азиатского региона.
На данный момент одни из самых перспективных направлений сотрудничества между РФ и Туркменистаном — энергетика и развитие МТК, полагает научный сотрудник лаборатории исследований современных Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Дарья Сапрынская.
— Эти сферы получат новое переосмысление. Сейчас также идет диалог о более активном участии Туркменистана в проекте «Север – Юг», — сказала она «Известиям».
По словам Сергея Лаврова, Россия и Туркменистан будут играть важную роль в реализации этого транспортного коридора. Расположение республики между странами Центральной Азии и Персидского залива делает Туркменистан ключевым транзитным узлом для грузоперевозок между Россией и Ираном, а также другими странами региона.
Сейчас Москва и Ашхабад изучают создание и новых маршрутов, включая направление через Туркменистан в Китай и другие страны. Среди инициатив — это Волго-Каспийский канал с выходом в порт Туркменбаши, а также маршрут «Восточный обход Каспия» в рамках коридора «Север – Юг».
— Из интересных для обеих стран инфраструктурных и транспортных проектов стоит выделить логистические цепочки Большой Евразии, например транспортного коридора «Россия – Каспийское море – Туркменистан – Узбекистан – Киргизия», — заметила Мария Моховикова.
Торговля между Россией и Туркменистаном
РФ в целом — один из основных торговых партнеров Туркменистана. У наших стран есть прочная база двустороннего сотрудничества, в 2018 году вступил в силу договор о стратегическом партнерстве. Годовой товарооборот между сторонами превышает $1,6 млрд, сообщал ранее заместитель председателя кабинета министров республики Ходжамурад Гельдымурадов. Объем товарооборота в январе – марте 2025-го вырос на 21,4%, уточнил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в кулуарах ПМЭФ. Туркменистан сейчас усиливает кооперацию с ЕАЭС. Товарооборот республики и объединения за шесть месяцев 2024 года вырос на 40%. В ЕАЭС ранее выражали заинтересованность в развитии сотрудничества с Ашхабадом.
Для наращивания взаимной торговли страны разрабатывают межправительственный план мероприятий на 2025–2027 годы. Также у них есть много проектов, связанных с нефтегазовым комплексом. Туркменистан — крупный экспортер природного газа, а у РФ есть развитая инфраструктура для транспортировки и переработки углеводородов. Взаимодействие между Москвой и Ашхабадом подразумевает поставки туркменского газа в Россию, а также сотрудничество в области добычи и транспортировки энергоносителей.
— Сейчас Туркменистан пытается использовать не только газовый потенциал, но и привлекать иностранные инвестиции в разработку месторождений брома, йода, серы, свинца и других полезных ископаемых, которых на территории республики насчитывается более 200, — пояснила Мария Моховикова.
Стороны ранее подписали соглашение о военно‑техническом сотрудничестве и сотрудничестве в сфере безопасности (противодействие терроризму, организованной преступности, защита транспортной инфраструктуры), ратифицированное Россией в 2020 году. Одно из направлений для совместной деятельности — экологическая безопасность. Москва и Ашхабад работают над сохранением экосистемы в Каспийском регионе.
Разумеется, в стороне не остается и гуманитарная составляющая, в частности, речь идет о сфере образования.
Сергей Лавров во время визита возложил цветы к мемориальному комплексу «Народная память» в Ашхабаде. Он посвящен павшим воинам Туркменистана в разные времена. Речь идет о погибших в годы Великой Отечественной войны, а также участниках Гёкдепинского сражения 1881 года. Монумент также посвящен жертвам разрушительного Ашхабадского землетрясения 1948-го.
— У РФ и Туркменистана есть глубокие исторические связи. В том числе это история, связанная с эвакуацией в годы Великой Отечественной войны. Тогда ряд производств, учреждения науки и культуры были перенесены в том числе и в Туркменистан. Туда же был эвакуирован Московский государственный университет, — говорит Дарья Сапрынская.
Как туристу поехать в Туркменистан
Туркменистан на официальном уровне пытается развивать туризм. Местные СМИ пишут, что число туристических пакетов для иностранцев, оформляемых операторами республики, выросло почти на 50%. Ашхабад сейчас внедряет систему электронных виз, что упростит процедуру въезда в страну для иностранных граждан. Впрочем, приехать сюда одному, без сопровождения, сложно, а вот туризм в группах становится довольно востребован.
Туркменистан считается одной из самых закрытых стран мира — он входит в пятерку наиболее труднодоступных государств.
Республика известна белоснежными мраморными домами, виртуозными памятниками и монументами. Ашхабад даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса как город с наибольшим количеством беломраморных зданий. И даже автомобили здесь практически все белые — под цвет фасадов зданий. В СМИ писали, что с 2018-го власти, по сути, запретили передвигаться на транспортных средствах черного или других цветов.
Туркменистан не так часто попадает на обложки мировых СМИ, однако если это всё же происходит, то зачастую в негативном контексте. И всё это связано с законами и правилами, которые якобы действуют в стране. В частности, сообщалось, что женщинам запретили по вечерам в одиночку передвигаться по улице, водить автомобиль или делать некоторые косметические процедуры. Впрочем, местные жители в разговоре с «Известиями» утверждают, что «все материалы об ограничениях в стране слишком преувеличены».
Девушки, которые без исключения одеты в национальную одежду, на улицах действительно встречаются без сопровождения мужчин даже поздним вечером. Но в целом улицы Ашхабада довольно пустые, а в окнах, за редким исключением, темно. Местные объясняют: в жилых районах, где находятся обычные пятиэтажки, а не только элитная застройка и университетские факультеты, — там людей гораздо больше.