​Больше всего нарушений по товарам массового спроса: названы основные схемы обмана таможни при провозе контрабанды

02.07.2025

Больше всего нарушений при ввозе на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) таможенники выявляют по товарам массового спроса - одежда или обувь. Об этом, а также о том, как они попадают в страну и как контролируется ввоз товаров, в интервью "Российской газете" рассказал министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Руслан Давыдов.

Каких товаров ввозится больше всего контрабандой на территорию ЕЭАС?

Руслан Давыдов: На этот вопрос могут ответить разве только сами контрабандисты, потому что контрабанда - это товары, которые не попадают под контроль.

Основных схем обмана государственных органов по большому счету четыре. Это занижение таможенной стоимости, ввоз одних товаров под видом других (более дорогих под видом более дешевых либо товаров, по которым более высокие пошлины, под видом тех товаров, по которым пошлины нулевые), занижение количественных характеристик товара (условно в фуре идет 20 тонн, а заявляют 7 или 10 тонн) и просто завоз в "черную" под видом товаров для личного пользования.

Больше всего нарушений таможенники выявляют по товарам массового спроса. Это одежда, обувь и т.д. - то есть там, где легче затеряться в большом объеме.

Сейчас порог беспошлинного ввоза товаров интернет-торговли для личного пользования в ЕАЭС составляет 200 евро и 31 кг. Планируется ли его менять?

Руслан Давыдов: Решения в ЕАЭС принимаются с согласия всех пяти стран, которые в него входят. Решение по изменению порога беспошлинного ввоза пока не принято. Но с высокой долей вероятности можно говорить, что действующий в настоящее время порог в 200 евро пока останется.

Купить товар в зарубежном интернет-магазине без уплаты пошлины пока можно на сумму в 200 евро и весом не более 31 кг

Многие российские производители время от времени просят ужесточить пошлины на импортные товары. А, например, российские виноделы добились повышения пошлин для вин из недружественных стран. Но где гарантии, что европейское вино в Россию не везут через страны ЕАЭС? У нас ведь единая таможенная территория.

Руслан Давыдов: Отдельные меры, принимаемые одной из стран, имеют право на существование и в каких-то случаях даже срабатывают. Но при отсутствии внутренней таможенной границы очень сложно обеспечить исполнение этих мер.

Весь вопрос в выстраивании системы прослеживаемости и контроля за товарами на этом общем едином таможенном пространстве. У нас для этого все компоненты уже есть.

Во-первых, есть оцифрованные системы контроля таможенных и налоговых органов. У нас есть система маркировки "Честный знак" - это очень серьезный компонент, общий будущий прототип системы контроля.

Также мы должны к концу 2025 года на все пять стран запустить уже в окончательном варианте прослеживаемость движения грузов через навигационные пломбы. Пока это работает сегментарно. Теперь надо это замкнуть на всю "пятерку".

То есть нам нужно обеспечить контроль на границе - единый, унифицированный, с едиными данными.

Вот машина приходит на границу - ее сканируют, собирают данные, необходимые для таможенного контроля (ветеринарного, фитосанитарного и т.д.). Дальше она должна попадать под навигационную пломбу. И с этой пломбой доезжать на место, где товар маркируется. Таким образом мы видим всю цепочку движения товаров. И это залог того, что меры, принятые отдельными государствами - членами ЕАЭС или всеми странами ЕАЭС, сработают.

Так как в ЕАЭС нет внутренних таможенных границ, повышение пошлин на импорт одной из стран срабатывают далеко не всегда

Насколько сейчас таможенное регулирование разнится в странах ЕАЭС? И когда все-таки получится его синхронизировать?

Руслан Давыдов: Все решения (по той же маркировке или пломбам) принимались на все пять стран ЕАЭС. Но дело в том, что сегодня у стран разные темпы внедрения. У России самый большой охват маркировкой. Остальные страны ЕАЭС в 2025-2026 годах должны догнать по этому ассортименту маркируемой продукции.

Нам нужно интегрировать или создать общедоступные (для таможенных органов стран) базы данных. Это в том числе позволит нам анализировать риски по тем или иным товарам и рекомендовать странам принять соответствующие меры контроля или усилить существующие меры.

Когда это может быть синхронизировано, не могу предсказывать. Сейчас идет согласование плана мероприятий по реализации стратегии развития ЕАЭС до 2030 года и далее до 2045 года. ЕЭК предлагает включить в этот план определенные мероприятия, которые были бы направлены как раз на унификацию правоприменения, на возможность реализации общих для всех мер, которые помогли бы нам обелить товаропотоки, очистить рынок от контрабанды.

Какие это мероприятия, например?

Руслан Давыдов: Например, это организация и взаимодействие между ЕЭК, таможенными службами странами Союза и Объединенной коллегией таможенных служб по контролю таможенной стоимости. С тем, чтобы товары, по стоимости которых страны договорились на всю "пятерку", не могли оформляться без каких-то серьезных обоснований ниже этой стоимости. Условно, чтобы нельзя было в одну страну завезти, растаможить товар по 5 долларов за килограмм, тогда как в остальных странах индикатор установлен на уровне 10 долларов за килограмм. То есть чтобы таможенно-налоговый режим у всех стран был одинаковым.

Новая глава Таможенного кодекса вводит институт оператора электронной торговли. Что это такое? Зачем эти изменения нужны?

Руслан Давыдов: В нашем понимании операторами электронной торговли в первую очередь должны стать площадки. Они обладают всей полнотой знаний о товаре. Они знают, кто продавец, кто покупатель, по какой цене продан этот товар. Площадки обеспечивают все цифровое движение информации. Оператор возьмет на себя логистику и таможенное сопровождение зарубежных покупок (от подачи декларации до доставки), будет взаимодействовать с онлайн-площадками и таможней.

Такой оператор сможет оформлять товары через единый электронный канал (вместо того, чтобы это делал каждый покупатель самостоятельно) и одновременно отвечать перед таможней.

Сейчас мы ждем ратификации поправок в Таможенный кодекс от Казахстана (остальные страны уже ратифицировали) - рассчитываем, что изменения заработают в ближайшие месяцы.

Под эту новую главу в Таможенном кодексе разработано уже 90% нормативных документов. Осталось принять буквально несколько важных документов. Это как раз решение, которым будут регулироваться ставки на товары электронной торговли.

Сейчас планируемая ставка - 5% на все товары электронной торговли. Но отдельная ставка будет предусмотрена для технически сложных товаров, каких-то товаров, требующих особого регулирования. Пока такой перечень еще обсуждается. Но понятно, что он должен быть утвержден достаточно быстро, поскольку если он не появится к моменту ратификации поправок, то можно будет ввозить все товары под 5%, и, получается, этот институт не заработает так, как он был задуман.

Российская газета