Минэкономики опоздало на автопохороны

12.09.2012

Минэкономики вынесло заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на проект постановления правительства "Об утилизационном сборе". Произошло это как минимум с двухнедельным опозданием — постановление вступило в силу еще 1 сентября 2012 года. Минэкономики указывает на неопределенный характер норм об утилизации автохлама и со ссылкой на импортеров говорит о повышении их административных издержек в связи с введением нового сбора

Постановление N870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" было принято правительством 30 августа 2012 года. По нему все паспорта транспортного средства (ПТС), выдаваемые после 1 сентября, должны содержать отметку об уплате утилизационного сбора либо запись об освобождении от этой обязанности. Новый сбор компенсирует происшедшее из-за вступления РФ в ВТО снижение пошлин на ввоз автомобилей. Сумма сбора на импортируемые новые легковушки — до 110 тыс. руб., на машины старше трех лет — до 700 тыс. руб., установлены также ставки для грузовиков и автобусов. Отечественные производители (включая иностранные автоконцерны, запустившие сборку в России), от уплаты сбора освобождаются, если возьмут на себя обязательства утилизировать свою продукцию. Администрирует сбор Федеральная таможенная служба — она сообщила, что 3 сентября на Донском таможенном посту Центральной акцизной таможни был выдан первый ПТС с отметкой об уплате новой квазипошлины.

Минэкономики, судя по опубликованному вчера "Заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления правительства РФ "Об утилизационном сборе"", о том, что документ уже принят Белым домом и действует 11 дней, не знает. Ведомство в своем заключении, датированном 7 сентября 2012 года, перечисляет недостатки проекта постановления — во многих случаях уже исправленные в окончательной версии документа. Напомним, процедура ОРВ, предусматривающая консультации с бизнесом, применяется к готовящимся документам — чтобы их было можно подправить.

Впрочем, есть в заключении претензии и к пунктам постановления, сохранившимся в опубликованной редакции. В частности, речь идет о правилах принятия автозаводами обязательств по утилизации — согласно постановлению, до 1 октября они направляют в Минпромторг документы для включения в особый реестр "льготников" и до 1 ноября должны создать пункты утилизации своей продукции в каждом субъекте РФ, а также в городах с численностью населения более полумиллиона человек. Минэкономики сомневается в необходимости оперативного создания пунктов — ведь до момента утилизации выпускаемых новых автомобилей еще далеко. Кроме того, отмечает ведомство, из постановления непонятно, достаточно ли только создать пункты приема автохлама или производитель обязан построить заводы по его утилизации. Наконец, Минэкономики отмечает, что на включение производителей в реестр льготников необходимо время (на подачу и рассмотрение документов), поэтому до этого момента заводам какое-то время придется платить утилизационный сбор, что приведет к удорожанию их продукции.

Отметим, что на практике последнее опасение ведомства оказалось напрасным. Минпромторг и заводы творчески подошли к исполнению норм постановления — по словам источников "Ъ" среди крупнейших автопроизводителей, в реестр они попали уже в первые дни сентября, утилизационный сбор не платили и сейчас без проблем выписывают ПТС с отметкой об освобождении от взимания этого платежа. Что касается создания приемных пунктов автохлама — эта работа идет полным ходом и в назначенный постановлением срок, 1 ноября 2012 года производители обещают ее завершить.

В части взимания сбора с импортируемых авто Минэкономики ссылается на доводы участников ВЭД о том, что новация увеличит их издержки — для оформления документов в отдельности на каждую ввозимую машину фирмам придется выделять отдельного сотрудника. Ведомство вслед за участниками рынка предлагает ввести автоматический расчет утилизационного сбора — сейчас импортер рассчитывает его самостоятельно, передавая затем документы таможеннику для проверки правильности уплаты. Кроме того, поддержаны возражения бизнеса по поводу выдачи ПТС только после фактического поступления суммы сбора в бюджет — притом что ввозные пошлины взимаются с импортера быстрее, в автоматическом режиме при списании денежных средств с таможенного депозита.

Источник: КоммерсантЪ