Грузите больше
29.08.2012
Государственный «Росморпорт» завершил разработку «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г.». Документ опубликован на сайте ФГУПа: по базовому сценарию к 2030 г. объем перевалки грузов через российские порты вырастет на 84% до 985 млн т в год. Эксперты считают план невыполнимым
В ноябрьском проекте стратегии было два сценария: оптимистический и консервативный. По первому к 2030 г. перевалка должна была вырасти в 2,4 раза до 1,28 млрд т; по второму – в 1,5 раза до 807,6 млн т.
Прежний проект стратегии не учитывал принятые документы по развитию угольной отрасли, обновленные планы стивидоров и прогнозы социально-экономического развития, рассказывает один из ее разработчиков.
Основными центрами перевалки останутся порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов: грузооборот стивидоров первого вырастет (по базовому сценарию) на 69% до 313 млн т, второго – на 74% до 301 млн т. Драйверами роста перевалки на Балтике станут углеводороды и удобрения, следует из документа. В ближайшие годы в Усть-Луге на полную мощность (30 млн т) заработает комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов Невской трубопроводной компании (владельцы – Gunvor и «Транснефть»), будут введены терминалы по перевалке сжиженных газов «Новатэка» (на 6 млн т) и «Сибура» (на 4 млн). Группа НМТП рассчитывает построить в порту Приморск терминал по перевалке удобрений.
За счет роста перевалки зерна увеличится грузооборот портов Черного и Азовского морей, отмечается в стратегии. Например, в Тамани могут появиться терминалы по перевалке 14 млн т зерна, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов.
За счет ввода новых угольных терминалов объем перевалки через порты Дальнего Востока вырастет на 87% до 234 млн т, следует из стратегии. Рост грузооборота арктических портов увеличится в 2,8 раза до 113 млн т (в частности, за счет терминала «Новатэка» по перевалке СПГ на Ямале мощностью 15 млн т). Перевалка на Каспии, по прогнозу «Росморпорта», вырастет в 2,2 раза до 24 млн т.
Какие инвестиции потребуются на расширение мощностей портов, в стратегии не указано (на начало 2012 г. номинальная мощность портов – 791 млн т).
Планы «Росморпорта» выглядят нереальными – у России к 2013 г. не будет такого производства, говорит Безбородов. Есть и еще один сдерживающий фактор – неразвитость железнодорожной инфраструктуры, указывает топ-менеджер одного из крупных стивидоров.
Источник: Ведомости