Автомобили не хотят на утилизацию
28.08.2012
Украина добивается от России отмены утилизационного сбора на продукцию украинского автопрома. Через четыре дня данный сбор будет взиматься со всех автомобилей, ввезенных в РФ. Вчера премьер-министр Николай Азаров сообщил, что этот вопрос поднимался на встрече с главой правительства России Дмитрием Медведевым и президентом РФ Владимиром Путиным. Если Россия не пойдет на уступки, Украина может ввести ограничения для российской продукции, заявил господин Азаров. Впрочем, это будет противоречить нормам ВТО, отмечают эксперты
Утилизационный сбор на импортные автомобили, введенный Россией с 1 сентября, скорее всего не коснется продукции украинских производителей, заявил вчера журналистам премьер-министр Николай Азаров. По его словам, такой договоренности он достиг с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. "Мы провели переговоры с российским руководством, и нам дали обещание, что этот вопрос будет всесторонне изучен и рассмотрен",— сообщил господин Азаров. Он также напомнил, что вопрос отмены для продукции украинских автопроизводителей утилизационного сбора обсуждался на недавней встрече президентов Украины и РФ Виктора Януковича и Владимира Путина в Сочи. При этом российская сторона еще не приняла соответствующих решений, подчеркнул украинский премьер.
С сентября Россия вводит утилизационный сбор на импортные автомобили (см. "Ъ" от 13 июля). Формально он призван обеспечить экологическую безопасность, но на практике должен защитить российский автопром от резкого снижения пошлин после вступления России в ВТО. Правда, уже в самом документе предусмотрен широкий ряд исключений: сбор не будут платить производители, "принявшие на себя обязательство обеспечить" безопасную утилизацию автомобилей после утраты "потребительских свойств". Источники "Ъ", участвовавшие в разработке документов, говорят, что гарантии выполнения такого обязательства смогут давать российские автозаводы, а также иностранные автоконцерны, запустившие сборку в России, исключительно по локализованным внутри страны моделям. Сбором также не облагаются автомобили, "которые ввозятся в РФ с территорий государств Таможенного союза или имеют статус его товаров".
Украинские производители могут сильно пострадать от введения этого сбора, так как Россия для них является основным экспортным рынком. В 2011 году из 97,5 тыс. произведенных автомобилей около 30% пошло на экспорт именно в эту страну. Основными поставщиками продукции на российский рынок являются Запорожский автозавод (входит в корпорацию "Укравто") и корпорация "Богдан" — предприятия поставляют в РФ около 50% своей продукции.
По расчетам минпромторга и минэкономразвития РФ, для новых легковых машин сбор составит 20-45 тыс. руб. (от $609 до $1,37 тыс.) в зависимости от объема двигателя, для грузовиков — 150-400 тыс. руб. ($4,5-12,1 тыс.) в зависимости от тоннажа. Заявленная сумма утилизационного сбора будет закладываться в стоимость автомобиля, что фактически прибавит 10-12% к средней стоимости украинских автомобилей в России, отмечал ранее в разговоре с "Ъ" аналитик российского "ВТБ Капитала" Владимир Беспалов.
Введение сбора исключительно с импортной продукции может трактоваться как нарушение норм ВТО. Например, сейчас в органе ВТО по решению споров рассматривается жалоба Украины на Молдавию за введение экологического сбора с импорта пластиковой тары и упаковок Tetra Pak. Николай Азаров, впрочем, считает, что Россия имеет право на введение подобного сбора: "Нам также ничего не мешает ввести сбор на утилизацию, например, импортного оборудования. Но следует ли это делать?"
Однако России может быть невыгодно отменять сбор исключительно для Украины. Если украинские автомобильные компании добьются от РФ такой уступки, аналогичные требования Москве могут выдвинуть и другие страны—члены ВТО. "Принцип наибольшего содействия предусматривает, что если льгота действует в отношении одной страны—члена ВТО, то и другие члены этой организации имеют право требовать для себя такой торговый режим",— пояснил партнер юридической компании Astapov Lawyers Олег Мальский.
Источник: КоммерсантЪ