Словакия выступает против запрета на импорт российского газа в ЕС, заявил «Известиям» глава комитета по иностранным делам Национального собрания республики Мариан Кери. Политик подтвердил, что Братислава готова принять переговоры Дональда Трампа и Владимира Путина, а также возможные дискуссии по урегулированию украинского конфликта. По его мнению, санкции не смогли изменить политику России, вместо этого они наносят ущерб странам ЕС. Также депутат парламента Словакии заявил, что понимает требование России о демилитаризации и нейтральном статусе Украины. О возможном введении туда войск НАТО, будущем правительства Роберта Фицо и новых контактах властей России и Словакии — в эксклюзивном интервью политика «Известиям».
«Надо сидеть за одним столом, надо разговаривать»
— Вы вошли в состав делегации парламента Словакии, которая прибыла в Москву 12 января. С кем из российских политиков уже прошли встречи? Достигнуты ли какие-то договоренности?
— Я очень рад, что опять могу быть в Москве. Я здесь учился два месяца в 1999 году в Институте русского языка имени Пушкина, а в последний раз был в Москве в 2013-м. Москва — красивая столица, могучая, и за эти годы она изменилась. Что касается нашей программы, то мы были в Государственной думе, где у нас прошли переговоры с председателем ГД Вячеславом Володиным, а также мы посетили Совет Федерации, где нас принимала госпожа Валентина Матвиенко. У меня была двусторонняя встреча с председателем комитета по международным отношениям Григорием Карасиным. Заместители спикера парламента, Андрей Данко и Тибор Гашпар, провели встречу с министром иностранных дел господином Сергеем Лавровым. Я очень рад, что наши разговоры были открытыми. Конечно, мы были не со всем согласны или ваша страна не всегда была согласна, но, во-первых, надо сидеть за одним столом, надо разговаривать. Поэтому я буду критиковать решение многих политиков из Евросоюза, которые вообще не хотят встречаться с российскими депутатами.
— Как вы оцениваете текущее состояние двусторонних отношений наших стран? Есть ли шанс на то, что они будут развиваться?
— Конечно, они могут развиваться. У нас есть исторические связи: мы славянские народы. Наши взгляды часто очень похожи. Мы и понимаем друг друга, поэтому что словацкий язык, чешский язык, русский язык — похожи. Мы можем развивать сферы образования, науки, культуры и политические связи. В этом году мы будем отмечать окончание Второй мировой войны в Европе, или, по-вашему, Великой Отечественной войны. Наш премьер-министр Роберт Фицо примет участие в параде Победы 9 мая в Москве. Я хочу сказать, что мы в Словакии помним, что Советский Союз принес очень большие жертвы, речь идет не только о солдатах, но и о простых людях, гражданах, которые погибли во время Второй мировой войны. А без этих жертв никогда бы не был поражен нацизм и фашизм. Словакию тогда освобождали только солдаты Красной армии и Румынской Королевской Армии. На территории Словакии похоронено более 63 тыс. советских солдат. Мы ценим этот вклад. У нас в Братиславе есть мемориальное кладбище, там похоронено 6845 солдат. Есть и в Европе, и в Словакии люди, «историки», которые хотят переписывать историю. Но история просто такая, какая есть, надо ее уважать.
— Планируете ли вы посетить Парад Победы в Москве 9 мая?
— Я думаю, что 9 мая это не будет возможно, но мы говорили об этом и с господином Володиным, и с господином Карасиным, что после 9 мая или перед праздником мы могли бы посетить не только вашу столицу, но и Волгоград или другие города, где мы могли бы поучаствовать в мероприятиях в рамках празднования.
— Возможны ли ответные визиты российских депутатов в Словакию или встречи в какой-то другой стране?
— Пока нет. Знаете, мы с 2004 года члены Евросоюза. Нам надо соблюдать какие-то правила. А теперь эти правила такие, что против ваших депутатов Государственной думы и Совета Федерации введены санкции. Они не могут находиться в государствах Евросоюза. Я верю, что очень скоро начнутся какие-то мирные разговоры. Нужно, чтобы не только между Российской Федерацией и Украиной говорили политики на самом высоком уровне, но и между Россией и Соединенными Штатами. Словакия готова принять такие переговоры на своей территории.
Если закончится военный конфликт на территории Украины, я бы был рад пригласить ваших депутатов в Словакию. В последний раз так было в 2021 году, когда в Словакию приезжали отмечать наш государственный праздник — Словацкое национальное восстание — сенаторы Григорий Карасин и Вячеслав Тимченко.
Справка «Известий»
Мариан Кери — председатель комитета по международным делам Национального совета Словацкой республики. Депутат парламента с 2012 года, член партии «Курс — социальная демократия».
— Видите ли вы потенциал для развития отношений в сферах спорта или культуры?
— Я всегда критикую, когда спорт и культуру втягивают в политику. Мне очень не нравятся санкции против ваших спортсменов. Я всегда критиковал решение о запрете российским спортсменам участвовать на чемпионате мира или на Олимпийских играх. Расскажу пример из Словакии. Через несколько месяцев у нас будет выступать русская певица Анна Нетребко, и идут очень большие протесты на эту тему. При этом госпожа Нетребко живет в Вене. В Европе есть движение, которое выступает против всего русского. Это мне очень не нравится. Поэтому, что культура и спорт — это не политика.
«Я никогда не соглашусь с запретами говорить на русском языке»
— Как вы относитесь к антироссийским санкциям, к возможному расширению этих ограничений? Какова позиция Словакии по этому вопросу?
— В прошлом мы видели нарушение международного права из-за односторонних действий некоторых государств, например Соединенных Штатов Америки, когда они пришли в Ирак. Они говорили, что у Саддама Хусейна есть какие-то вооружения, очень опасные для мира. Ничего такого не нашлось, но Ирак разворотили. Кроме того, бомбили бывшую территорию Югославии без мандата ООН. Вспомните, как возникло государство Косово. Ведь это тоже было нарушение международного права. Роберт Фицо, наша политическая партия и вообще Словакия никогда не признают Косово. Но есть много государств, которые не критиковали, а признали Косово. И эти политики теперь критикуют Россию.
Я очень открыто скажу, что в 2022 году произошла агрессия со стороны Российской Федерации, в моих глазах это тоже нарушение международного права. Но это одна сторона. С другой стороны, я знаю, что эта война началась не в 2022 году. Надо вернуться в 2013–2014 годы, когда происходил майдан, в моих глазах это был государственный переворот. Президент Янукович был вынужден покинуть Украину, чтобы спасти свою жизнь. Потом было принято несколько законов на Украине, в Верховной раде, против людей, которые говорят на русском языке. При этом на Украине больше людей говорили на русском, чем на украинском. Я никогда не соглашусь с запретами говорить на русском языке как на официальном или учиться на русском языке.
Мы много говорили с господином Карасиным о целях России, демилитаризации и денацификации Украины. Вы никогда не будете довольны, если Украина стала бы членом НАТО. Я тоже никогда не буду голосовать за то, чтобы Украина стала членом НАТО. Но что касается денацификации, проблема в том, что не все люди на Украине на стороне президента Зеленского, они не на стороне неонацистов Бандеры, Шухевича, поэтому с этим я не совсем согласен. Мне кажется, очень маленькое количество людей, которые поддерживают Бандеру или Шухевича.
— Сейчас в Евросоюзе обсуждается полный запрет на поставки российского газа по трубопроводам и СПГ. Возможно ли, что Словакия заблокирует это решение?
— Знаете, первый раз у нас был так называемый газовый кризис в 2009 году. Тогда тоже виновата была Украина. Она не платила России деньги за газ, который потребляла. А потом она начала кражу газа, который направлялся транзитом в Словакию и остальную Европу. Что случилось? Россия прекратила поставки газа в Европу. А что сделала Словакия? Чтобы украинские простые люди не умерли от мороза, мы начали реверсную поставку газа на Украину. У нас были договоры между Россией и Словакией, что через Украину будут продолжаться поставки газа. Предварительно договорились и наш премьер-министр Фицо с украинским премьер-министром Шмыгалем. Президент Зеленский решил, что это невозможно, с 1 января этого года поставки были окончены. Это очень тяжело для Словакии, потому что газ из России нам нужен.
Мы можем покупать, конечно, газ из остальных частей мира, из других государств. Но российский газ мы можем покупать дешевле, чем из остальных государств. И каждый политик, который рационально думает, сказал бы вам, что надо покупать дешевый газ. Мне не нравится, например, как теперь к Словакии относится Евросоюз или Еврокомиссия. Они не на стороне Словакии, не сказали ничего определенного. Мы хотели, чтобы начались какие-то переговоры в Брюсселе, где бы участвовали не только Словакия и ЕС, но и Украина. Но переговоры состоялись без участия Украины.
— Среди 10 стран, которые предлагают запретить импорт газа из России, в частности, есть Польша, Чехия, страны Прибалтики. Какую позицию Словакия может занять в вопросе полного запрета поставок газа из России?
— Мы никогда не будем согласны с тем, чтобы закончился транзит газа из России в Европу. Мы, Словакия, в тяжелой позиции, поскольку у нас нет выхода к морю. Мы внутри Европы. А это проблема для Словакии. Мы надеемся, что транзит газа через Украину возобновится. А если нет? Наш премьер-министр Фицо сказал, что ответом на действия Украины может стать прекращение гуманитарной помощи или мы можем применить так называемое право вето в Евросоюзе. Всё возможно.
— Как вы оцениваете эффективность антироссийских санкций?
— Знаете, все члены Евросоюза и США готовы ввести новые санкции против России. Они говорят, что эти санкции приносят какие-то результаты, но я не вижу, чтобы Россия изменила какие-то свои шаги. По-моему, эти ограничения не приносят ничего. Они вредят экономике Евросоюза.
«Мы готовы принять переговоры по Украине на территории Словакии»
— Какие вы видите предпосылки для урегулирования украинского конфликта? Есть ли какие-то условия для этого сейчас?
— Уже в прошлом году произошли некие мирные разговоры на конференции в Швейцарии. Но в ней не участвовала ваша страна. Поэтому говорить о каких-то конкретных итогах и договорах невозможно без участия как Украины, так и России. Я надеюсь, что в этом году такой процесс пойдет. Я верю в новоизбранного президента США Дональда Трампа, который перед выборами говорил, что этот конфликт закончит за сутки. Конечно, это невозможно, но это было символически во время предвыборной кампании. Я думаю, что президент Путин хочет закончить этот конфликт. Словакия — маленькая страна, маленькое государство, но мы готовы принять такие переговоры на территории Словакии.
— Недавно в НАТО также активизировалась дискуссия о возможном размещении так называемых миротворческих сил на Украине. Какова ваша позиция по этому вопросу?
— Об этом вопросе я еще ни с кем из нашего государства или министерства не говорил, но, если обе стороны конфликта были бы согласны, я бы не был против. Но надо говорить прежде всего с Россией и с Украиной. Говорить о том, что нужно, чтобы война закончилась, чтобы был мир, чтобы Россия не чувствовала угрозы со стороны США и Евросоюза. Что надо сделать, чтобы все государства были довольны? Это тяжелый процесс. По-моему, Россия никогда не пойдет на то, чтобы солдаты [стран НАТО. — «Известия»] пришли на территорию Украины. Но многие европейские политики хотят, чтобы государства НАТО были участниками этого конфликта. Мы всегда это критиковали. Если это произойдет, то это будет означать начало Третьей мировой войны, а мы этого в Словакии не хотим.
«В СМИ пишут, что наша делегация — коллаборанты, мы якобы изменники Родины»
— Готова ли Словакия к сотрудничеству с БРИКС?
— Пока нет. Но премьер-министр Фицо говорит, что внешняя политика Словацкой Республики открыта к сотрудничеству со всеми, а не только с Евросоюзом и США. Недавно он был с официальным визитом в Китае, его принял лидер Си Цзиньпин. Также он был в Бразилии и Южной Корее. Затем у президента России Владимира Владимировича Путина. Он хочет поехать во Вьетнам. По-моему, это хорошая политика для такой маленькой страны, как Словакия. Нам надо дружить со всеми, нам надо торговать со всеми. Почему нет? Но не всем политикам Евросоюза, словацким политикам, которые теперь в оппозиции, это нравится, у них другие взгляды, они за это нашего премьер-министра очень жестко критикуют.
— Словацкая оппозиция даже выдвинула вотум недоверия господину Фицо. На ваш взгляд, какие у этого предложения перспективы и почему она занимает такую позицию?
— Знаете, в СМИ пишут, что наша делегация — коллаборанты, мы якобы изменники Родины. Мы демократическая страна, и журналисты могут писать о том, о чем хотят. Но у нас в коалиции есть проблемы. При рождении коалиции шли тяжелые переговоры. В словацком парламенте 150 депутатов, правительство поддерживает 79 парламентариев. Так было в начале. Ну а теперь некоторые депутаты не на стороне правительства, не на стороне оппозиции. Сейчас у нас около 76 депутатов. Поэтому оппозиция, конечно, хочет, чтобы правительство во главе с Фицо ушло в отставку, чтобы были досрочные выборы. А теперь они критикуют премьер-министра Фицо за то, что он приехал в Москву, за то, что встречался с президентом Путиным.
— Учитывая преимущество правящей коалиции, шансов у них нет, да?
— В политике никогда нельзя говорить о том, что что-то невозможно. Возможно всё в это время. Я надеюсь, что у них не будет 76 голосов, которые нужны для окончания полномочий правительства Словакии.