Изменение таможенного законодательства в части института предварительных решений о происхождении

04.12.2024

Алексей Михайлович Волков, заместитель директора Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков Минфина России

Стенограмма доклада, сессия «Институт происхождения товаров – сопряжение интересов государства и бизнеса», Международный таможенный форум 2024, 29-30 октября 2024 г.

«Добрый день! Благодарю за предоставленное слово.
Неоднократно упоминалась проблематика поправок законодательства и проблематика вопросов развития института предварительных решений о происхождении товаров. Абсолютно справедливо отмечается, что развитие этого института невозможно без внесения изменений в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

У нас на площадке ЕЭК работает соответствующие рабочие группы, которые готовят эти поправки. От российской стороны координатором выступает Министерство финансов с активным привлечением, прежде всего, естественно, наших подведомственных служб: ФТС, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей бизнеса. С представителем бизнеса мы находимся в постоянном диалоге, в том числе по вопросам улучшения системы подтверждения происхождения товаров. При этом любой диалог, любой базовый принцип, который мы закладываем – это, с одной стороны, естественно, сделать эту систему максимально комфортной для предпринимателей, с другой стороны – не допустить снижения эффективности с точки зрения контроля за достоверностью происхождения.

Что касается кодекса. Изменения в кодекс носят этапный, пакетный характер. Относительно развития института предварительных решений о происхождении: эта работа будет вестись в рамках второго пакета. Она будет носить системный характер, фактически обсуждения уже, во всяком случае, в российской части начались.

Первое, что хотелось бы сказать применительно к тем проблемам, которые обозначены: мы готовы обсуждать, и обсуждаем возможность исключения предоставления сертификата, проблему коллеги от бизнеса активно, в том числе на этом нашем заседании освещали.

Мы предполагаем, обсуждать расширение перечня документов, которые могут быть предоставлены в таможенные органы для принятия предварительных решений о происхождении. Исходим из того, что эти документы, этот перечень, по возможности, надо сделать максимально гибким, чтобы учесть все проблемные моменты, которые обозначаются.

Что хотелось бы отметить. Первое – необходимо учитывать, что Таможенный кодекс – это наднациональный комплексный документ. Поэтому все наши предложения, которые мы выносим на международную площадку тоже должны носить комплексный характер, в том смысле, что в рамках их обоснования мы ни в коем случае не должны наши предложения сводить только к вопросам тех мер, которые мы применяем как государство в одностороннем порядке, ответных мер и так далее. То есть нужно понимать, что мы нашими предложениями должны заинтересовать наших партнеров, которые в том числе, имеют свою систему подтверждений. Поэтому эти наши предложения, обоснования должны быть комплексными. Соответственно, мы исходим из этого, что мы очень полагаемся на помощь и бизнеса, и нашей, естественно, подведомственной службы ФТС России в обеспечении комплексности этих предложений. Это первый момент.

Второй момент. Хотелось бы сказать о том, что любые предложения, которые мы готовим, если уж мы это рассматриваем в контексте тех решений, тех ответных мер, которые принимаются в нашей стране – они не должны ни в коем случае влиять на эффективность применения этих мер. То есть мы прекрасно понимаем те сложности, которые возникают у предпринимателей, но в то же время необходимо учитывать, что достоверное подтверждение страны происхождения напрямую будет связано и с тем, чтобы эти меры эффективно применялись. Плюс, как представитель финансового ведомства, я не могу не упомянуть, что повышенные ставки ввозных таможенных пошлин – это еще и дополнительные доходы бюджета, мы это должны тоже учитывать. Поэтому, наверное, этот вопрос как раз является одним из ярчайших примеров той темы, которая вынесена в заголовок нашей дискуссии – это обеспечение баланса интересов государства и бизнеса. То есть здесь нам особенно нужно системно подходить к этим вопросам и находить этот баланс.

В целом, хочу сказать, что работа эта будет вестись, поправки в кодекс будут разработаны. Мы готовы к работе, готовы к диалогу. Уверен, что мы по итогам этой работы найдем взаимоприемлемые решения и реализуем их в том международном акте, куда мы предполагаем вносить изменения.

Спасибо!»

«Альта-Софт»