«Закон о ветеринарии» устроен так, что никто ни за что не отвечает

26.07.2012

Для простого обывателя многие новости кажутся узкоспециализированными и не особо затрагивающими повседневную жизнь. Это касается даже таких тем, как вступление в ВТО, Таможенный союз и пр. Что уж говорить о такой экзотике, как обсуждение в узких кругах специалистов «Закона о ветеринарии» и новости о том, что в очередной раз состоятся очередные публичные слушания очередного варианта этого закона

Почему же этот закон так важен для всех нас? Он, если победит здравый смысл, сможет решить одну проблему, которая, на первый взгляд, является очень специфической, но на самом деле касается каждого их нас.

В 2004 году была проведена вроде бы логичная административная реформа – передача полномочий по ветеринарному контролю от федерального центра субъектам. Делалось это, в том числе, для того, чтобы разгрузить федеральный бюджет. Но демократия в нашей стране всегда интерпретировалась специфически, в результате регионы пошли вразнос. Кто-то создал действительно эффективную ветеринарную службу, кто-то не стал особо в нее вкладываться, а кто-то и вовсе отправил ветеринаров на «самообеспечение». Как в анекдоте про гаишника, «дали палочку и крутись, как хочешь». В итоге, ветеринарные тарифы в разных регионах могут отличаться в пять–десять раз, где-то процветает коррупция, обирают производителя. Но это еще полбеды – разница в уровне контроля такая же. По стране среди животных гуляют такие болезни, как туберкулез, лейкоз, африканская чума свиней, птичий грипп и тому подобное, и как бы строго ты ни контролировал ситуацию у себя на предприятии, в регионе зараза может легко прийти от соседей. Все действия оказываются напрасны, источник заразы не выявить, виновных не наказать.

Поэтому мы «ходим по кругу» и не можем победить болезни животных, с которыми в других цивилизованных странах давно справились. Посмотрите – у нас постоянно кто-то травится, и много ли людей за это наказали?

Сегодня действия субъектов в части ветеринарного контроля невозможно отследить, потому что отсутствует система централизованного контроля и наказания, а также аттестации ветеринарных служб. Я не агитирую за внедрение китайской системы, где за меламиновый скандал несколько человек поплатилось жизнью, но в России вообще никто ни за что не несет ответственности. И в новом проекте закона все останется по-прежнему– ветеринарные службы будут работать, как автономные княжества.

А теперь задумайтесь – как часто вы покупаете продукты животного происхождения? Рыбу, мясо, «молочку» и пр. Как потребитель, я не хочу травиться из-за того, что кто-то упражняется в проведении реформ. Да, либеральная система, при которой контроль отдается во власть регионов, существует во многих странах мира, но только при условии строгого надзора из центра. Существует пример советской централизованной системы ветеринарного контроля, при которой со всеми эпидемиями справлялись в кратчайшие сроки. Я не предлагаю ее вернуть, но нам необходима вертикаль ветеринарного контроля и жесткая система наказаний за нарушение правил. Это вопрос безопасности жизни людей.

Возвращаясь к ВТО, хочется заметить, что, по действующим правилам, Россия не сможет с былой легкостью контролировать ввоз импортной продукции и ограничивать поставки без внушительного документального обоснования, подготовка которого порой занимает месяцы. Это означает, что в условиях отсутствия эффективной системы контроля внутри страны и увеличения объема импортной продукции, которая вопреки стереотипу не всегда по умолчанию качественная и безопасная, мы обречены на бесконечную игру в «русскую рулетку» – отравимся – не отравимся. За рубежом есть непорядочные компании, которые рассматривают Россию как хорошую возможность сбыта недоброкачественной продукции. Поэтому нам необходимо быть начеку. И хочется верить, что над нами перестанут ставить эксперименты.

Источник: Slon.ru