За нерастаможенную машину будет грозить тюремный срок
02.05.2024
Уклонение от уплаты таможенного платежа будет считаться совершенным в крупном размере, если платеж превысил три миллиона рублей. В 2024 году этот порог повысили в полтора раза, чтобы не кошмарить предпринимателей. Но для некоторых товаров, которые не задекларировали, крупный и особо крупный размер будут считать по-старому. Это, в частности, рыба, алкоголь, табак, драгметаллы и автомобили. Разработанный Минфином проект постановления Правительства об этом до 2 мая проходит общественное обсуждение. Ввезти машину из-за рубежа по серой схеме будет практически невозможно, а по легальной — невыгодно, объяснили «Парламентской газете» эксперты.
Укрупнение
Владимир Путин 6 апреля подписал закон, который увеличивает минимальные пороги крупного и особо крупного ущерба по нескольким экономическим составам в Уголовном кодексе. По статье за мошенничество крупной будет считаться сумма в 4,5 миллиона вместо нынешних 3 миллионов рублей, особо крупной — 18 миллионов вместо 12 миллионов рублей. Крупным доходом по статье за ограничение конкуренции сочтут не 50, а 80 миллионов рублей, особо крупным — 390 вместо 250 миллионов рублей. Сумму крупного ущерба увеличили с 10 до 16 миллионов рублей, особо крупного — с 30 до 47 миллионов рублей.
Закон уже вступил в силу, за исключением одного пункта — поправки в статью 194 УК за уклонение от уплаты таможенных платежей заработают через три месяца. По ним сумма неуплаченных таможенных платежей будет считаться крупной, если превышает три миллиона рублей вместо нынешних двух, особо крупной — девять, а не шесть миллионов рублей, как сейчас. В законе написано, что Правительство вправе определить перечень товаров, ответственность за уклонение от уплаты платежей по которым будет наступать исходя из действующих норм. И вот кабмин определил эти товары: рыба и ракообразные, злаки, алкоголь и табак, драгметаллы и камни, нефть, древесина и транспортные средства. Такая мера, как следует из пояснительной записки, позволит лучше защитить отечественный рынок и избежать потерь бюджета. Это станет очередным шагом в гуманизации уголовного законодательства.
Разрушить схему
Закон о повышении порогов крупного и особо крупного размеров ущерба по экономическим преступлениям принимали, чтобы защитить предпринимателей, рассказал «Парламентской газете» руководитель фракции «Новые люди» в Госдуме, соавтор поправок Алексей Нечаев. Пороги ущерба по самым «популярным» для предпринимателей статьям не пересматривали много лет, напомнил он. При этом инфляция по ним превысила 80 процентов, а наказание даже за небольшие нарушения было неоправданно высоким. «Предпринимателям приходилось десятки раз все проверять, чтобы не получить реальный срок, — сказал политик. — Предприниматели принесут стране больше пользы, если будут платить налоги, а не сидеть в тюрьме».
Что касается предложенного перечня товаров, по которым нормы ущерба останутся прежними, то в него вошли очень чувствительные для российского рынка позиции, здесь действительно требуется усиленная защита, отметил Нечаев.
Сохранение на прежнем уровне порога ущерба при уходе от уплаты таможенных платежей за ввоз автомобилей поможет бороться с серыми схемами импорта, объяснили в кабмине. Такие преступления люди, как правило, совершают при ввозе на территорию стран ЕАЭС машин для личных целей под видом транспортных средств международной перевозки, то есть транспорта, используемого в коммерческих целях, говорится в пояснительной записке к проекту постановления. «Массовый ввоз физическими лицами таких транспортных средств негативно сказывается на внутреннем автомобильном рынке», — заключили авторы инициативы.
Впрочем, говорить о массовости такой схемы вряд ли приходится, сказал «Парламентской газете» член Общественной палаты РФ Александр Холодов. По его словам, выглядит описанное довольно экзотически: в Россию или другую страну ЕАЭС должен въехать автомобиль с номерами третьей страны, управляемый иностранцем. «Очевидно, что использовать такую машину легально здесь будет нельзя — ее разве что смогут продать на запчасти», — заключил эксперт.
Частный ввоз накрыли сбором
Ездить на нерастаможенной машине можно не больше года, затем придется либо платить пошлину, либо ставить авто в гараж, рассказал «Парламентской газете» автоюрист Сергей Радько. Полулегальные схемы ухода от растаможки описаны в интернете, но провести специалистов непросто, отметил он. «Например, люди занижают стоимость ввезенного автомобиля, чтобы поменьше заплатить, но таможенники знают реальные цены, и этот трюк чаще всего не проходит», — отметил Радько. Он согласился с Александром Холодовым, что нерастаможенную машину можно привезти разве что на запчасти.
Еще один обязательный платеж за авто из-за рубежа — утилизационный сбор. Раньше, пригоняя машину, например, из Германии, россияне старались растаможить ее в одной из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстане, Армении, Киргизии, что позволяло сэкономить. Но с 1 апреля 2024 года порядок расчета платежей при ввозе машин в Россию изменили: то, что человек не доплатил в таможенной стоимости, будет включено в утилизационный сбор. Это сделано, чтобы защитить отечественный рынок и прикрыть схемы параллельного импорта, сказал Сергей Радько.