Революция на границе
21.06.2012
Государство обнаружило ещё одно узкое бутылочное горлышко, тормозящее развитие страны. Им оказалась таможня. Изучив тему, правительственные эксперты признали: в РФ эта служба работает по принципам, устаревшим примерно на 100 лет. В результате возник грандиозный тромб в кровеносной системе экономики
Партия зелёных
Российскую таможню не назовёшь спокойным местом. С одной стороны пограничного шлагбаума стоят миллионы озлобленных коммерсантов, которым нужно протащить груз как можно быстрее и дешевле. С другой – 60 тыс. таможенников, которым правительство каждый год спускает повышенные планы по сборам в бюджет. Интересы у них противоположные, поэтому отношения между участниками процесса – натянутые. Не зря импортёры за глаза называют таможенников «зелёными» (считается – по цвету формы).
Обычно обе стороны – на нервах. Таможня крутится, как может, но физически не в силах проверить каждый пересекающий границу контейнер, мешок или ящик. Взять, к примеру, Псковский таможенный узел – далеко не самый загруженный в РФ. Он обслуживает грузы, пересекающие границы РФ с Латвией и Эстонией. По статистике, с начала 2012 г. через Псковскую таможню прошли 220 тыс. вагонов и 395 тыс. автофургонов. На весь этот вал в Пскове – 1 тысяча таможенников.
У перевозчиков свои проблемы. Когда сравниваешь наши показатели с мировыми, сто лет отставания в таможенных правилах и технологиях работы не кажутся преувеличением. Товары двигаются через границу РФ настолько медленно, точно их возят на конной тяге, а вся бюрократическая переписка доверена почтовым голубям. Вот цифры из ежегодного исследования «Всемирного банка» (ВБ), основанного на опросе 8 тыс. экспертов.
Чтобы груз пересёк границу России – неважно в каком направлении, – с учётом всех затяжек в среднем уходит 36 суток. Столько времени понадобится на провоз партии с нуля, включая сбор многочисленных документов. От проволочек одинаково страдают как импорт, так и экспорт (кроме сырьевого). Разумеется, те, кто постоянно возит однотипный товар, проведут его через границу гораздо быстрее.
Сбор бумажек – большая головная боль. Для импорта в РФ требуется до 10 различных документов, для экспорта – до восьми. В том числе таможня требует копии контрактов, заверенные списки цен завода поставщика, техническую документацию, подробнейшее описание груза и прочее. Всё это – лишние затяжки. В результате, из-за бюрократической волокиты, стоимость перевоза через границу стандартного 20-футового грузового контейнера в РФ одна из самых высоких в мире – 1,8 тыс. долл. (56 тыс. рублей). Причём в эту сумму не входят собственно таможенные пошлины! Столько набегает за подготовку документов, оплату простоя товара на складе и сборы за оформление.
Для сравнения: в Германии та же процедура занимает 7 суток, достаточно четырёх документов, средние расходы на перевозку контейнера – вдвое ниже (900 долл., или 28 тыс. рублей). В Японии оформление груза занимает 10 дней, хватает трёх бумажек. Во Франции товар на экспорт оформляют за два дня, таможня довольствуется двумя документами. На первом месте Сингапур, где всё делают за сутки. Для обычных грузов достаточно декларации и счёта. Медленнее, чем в РФ, грузы двигаются в немногих странах. Нас обогнали Ботсвана (48 суток оформления экспорта), Конго (50 дней) и Афганистан с уникальным показателем – 74 дня.
Второй эшелон
Разумеется, переплата за волокиту в конечном счёте заложена в цену товаров. Чтобы представить масштабы бедствия, важно знать – через таможню проходят невероятные суммы. Согласно статистике ФТС (Федеральной таможенной службы), в прошлом году в РФ ввезли товаров на 305,5 млрд. долл. (более 9 трлн. рублей). По данным Росказначейства, обложив импорт акцизами, пошлинами и налогом на добавленную стоимость, в 2011 г. федеральный бюджет заработал 1,544 трлн. рублей.
Когда на кону такие суммы, у коммерсантов возникает немалое искушение найти чёрную дыру. Считайте сами: если работать по-белому, к стоимости пересекающего границу груза придётся добавить 18% НДС плюс таможенную пошлину, иногда – акциз. На многие товары она невелика – несколько процентов. Но на другие – может достигать 15–30% и больше. Рекордсмен – спирт, за ввоз которого берут 100% таможенной стоимости (плюс 18% НДС). Мясо сверх квот дорожает на 50–80%, автомобили – на треть, одежда – на 20%, телевизоры – на 15%.
Если знаешь, где щели, – выгода существенная. Трюки всем известны: занижать вес или цену груза, выдавать товар с высокой ставкой за другой, который облагают меньше. Также понятно – в больших масштабах такие фокусы не пройдут без помощи изнутри таможни. Какие суммы ежегодно утекают через прорехи на таможенных постах – можно только догадываться. По самым осторожным оценкам экспертов, ущерб от незаконных таможенных схем – 4–5 млрд. рублей в год.
Известно, что две наиболее проблемные точки – Северо-Западное таможенное управление и таможня Владивостока. На таможенников, работающих на западных границах, ежегодно заводят десятки дел. В 2010 г. со скандалом уволили руководство Петербургской таможни и закрыли два крупнейших таможенных поста – Выборгский и Пискарёвский. По официальным данным, через них проходило 30% поступающих в Петербург импортных грузов. По другим оценкам – около 60%.
Детонатором стала история с задержанием на Выборгском посту 22 фур, набитых контрабандной китайской одеждой и обувью. Как показал досмотр, таможенная стоимость товаров была резко занижена, кроме того, реальный вес груза оказался вдвое больше того, что фигурировал в документах. История получила огласку, пошёл шум, в результате ФТС пообещала закрыть 17 самых проблемных таможенных постов на Северо-Западе. Правда, несколько месяцев спустя тогдашний губернатор Петербурга В. Матвиенко неожиданно назвала ликвидацию пунктов непродуманной. К ней прислушались и процесс свернули.
Другой неисчерпаемый источник криминальных новостей – Дальневосточное таможенное управление. В рабочем кабинете главы таможенного поста «Морской порт Владивосток» В. Костырина висел плакат «Я мзду не беру, мне за державу обидно». В феврале 2012 г. оперативники задержали его при получении взятки в 60 тыс. долларов. Оказалось: госслужащий обложил данью коммерсантов, провозивших груз через подведомственный ему участок границы. Сбор с каждой компании составлял 20 тыс. долл. в месяц. Вообще, околотаможенных скандалов и посадок руководства в Приморье было столько, что даже эксперты сбились со счёту. Самое громкое и затяжное дело тянется с 2005 года. Генпрокуратура объявила о раскрытии преступного сообщества, наладившего масштабную контрабанду товаров из КНР. Соль в том, что, по версии следствия, группой из 39 человек руководили бывший сенатор от Приморья И. Иванов и краевой депутат Г. Лысак. Их обвинили в контрабанде 9 тыс. т груза на 1,45 млрд. рублей.
Приморский триллер
Обратная сторона чёрных дыр – таможенники отводят душу на простых гражданах. Выбора нет, поскольку ежегодно Минфин спускает ФТС план по сборам. Служба распределяет сумму по территориальным управлениям, те – разбрасывают план по отдельным таможням, таможни – по постам. Так или иначе, за выполнение плана спрашивают с каждого таможенника.
Чтобы добрать, сколько положено, пускаются во все тяжкие, придумывая всё новые способы взять как можно больше. Часто дерут по мелочам, но это серьёзно осложняет жизнь. Например, очень не повезло морякам. Три года назад таможня РФ, единственная в мире, без объяснений вывела судовое топливо из необлагаемых пошлинами припасов. С тех пор на судовые ГСМ приходится заполнять таможенную декларацию на два десятка листов. Так же придираются к запасам продовольствия. Обычный вопрос таможенников – почему у вас на борту так много морковки и картошки? По нашим расчётам, нужно меньше! Особый бред – судовые аптечки. В них положено держать антишоковые и обезболивающие средства. Но наша таможня обложила эти лекарства так, что суда уходят в море без них.
Разумеется, таможенники не прошли мимо простых граждан. Благо, всегда есть к чему придраться. Законы запутанны, вдобавок на каждый выходит множество актов и дополнений. Доскональным знанием документов не могут похвастаться даже сами таможенники, что говорить об остальных. В результате, например, суды Северо-Запада завалены десятками дел о нелегальной контрабанде алкоголя. Причина банальна. Ввоз спиртного в РФ ограничен 3 л, включая пиво. Неопытные туристы, по незнанию прихватившие лишний блок пенного напитка, регулярно попадают на крупные штрафы.
На границе с Китаем другая беда. В прошлом году её пересекли 2,9 млн. граждан РФ. Большинство – жители Забайкальского края, отправившиеся на день-другой в поездку за дешёвыми товарами. Год назад многие из них, сами того не зная, стали преступниками. Пример – дело Игоря Ушакова. Он занялся строительством личного дома, поехал в соседний китайский посёлок за материалами (там они в разы дешевле, чем в РФ). Возвращаясь, честно уплатил на границе положенные 1,5 тыс. руб. пошлины. Вскоре его жизнь превратилась в ад.
На таможенном посту прошла проверка. Оказалось, за те несколько дней, пока г-н Ушаков был в Китае, вышло очередное, нигде не опубликованное «дополнение к постановлению», увеличившее сборы в несколько раз. Приморские таможенники сами не знали о новых ставках и рассчитали сумму по-старому. Это не помешало вызвать г‑на Ушакова в суд и оштрафовать на 46 тыс. рублей. Он не признал вины, дело дошло до Конституционного суда, который в марте 2012 г. полностью оправдал пострадавшего.
Кому удобно?
Что характерно: пока «зелёные» усиленно треплют законопослушных граждан, нелегальный товар всё так же успешно проходит сквозь посты. Схемы отработаны до блеска и поставлены на широкую ногу. Они известны всем, включая первых лиц страны.
Вот пример: 15 мая 2012 г. на заседании правительства президент В. Путин потребовал ликвидировать государственное унитарное предприятие – «ФГУП Ростэк». Оказалось, крохотное строительное предприятие, возникшее в 1992 г., разрослось до крупнейшего таможенного посредника в РФ.
История такая. Когда рухнул железный занавес, объём импорта резко вырос. Государству пришлось создать ФГУП для строительства новых постов и пограничных переходов. Правда, он быстро перепрофилировался. Мало-помалу – поглотил часть конкурентов и превратился в крупнейшую в РФ околотаможенную структуру. Посредничество в оформлении документов, хранение товаров на границе и т.д. – всё это приносит сотни миллиардов рублей в год. Структура открыла десятки собственных складов по всей стране – от Владивостока до Питера, при них заработали таможенные посты. По сути, таможня начала обслуживать коммерческого посредника, а не наоборот.
Что в итоге? Ситуация на границе перевёрнута с ног на голову – честные платят вдвойне, организаторы нелегальных схем – процветают. Как разорвать порочный круг? В мае 2012 г. правительство предприняло очередную попытку, пообещав устроить таможенный переворот. По плану, одобренному президентом В. Путиным, через восемь лет служба должна преобразиться. Средняя скорость движения грузов через границу вырастет в пять раз, обычный срок прохождения грузов сократится до семи дней. Стоимость провоза контейнера упадёт вдвое, число документов уменьшат с десяти до четырёх. Задачи благие, вопрос – сработает ли план. Таможню то и дело перетряхивают на протяжении последних 10 лет. Менялось начальство, законы, формальные и неформальные правила игры. Оформление грузов то переносили на границу, то возвращали обратно в крупные города. Скандалов и посадок было не счесть. Осталось всего ничего: сделать так, чтобы таможня начала работать для удобства людей, а не самой себя.
Источник: Аргументы недели