Вступление в ВТО – угроза для перевозок леса

21.05.2012

В течение 2012 года наблюдается отрицательная динамика перевозок лесных грузов по всей сети железных дорог по отношению к уровню 2011-го. Чем обусловлен такой спад и как уйти от этой тенденции, рассказал директор по экономике и финансам ООО «ТрансЛес» Евгений Драчев

– Евгений Витальевич, какие основные тенденции, наблюдающиеся сегодня на рынке перевозок лесных грузов по сети российских железных дорог, Вы бы отметили? Какие изменения произошли в последнее время?

– На сегодняшний день лесозаготовительная отрасль находится в неопределенной ситуации, потому что системные проблемы лесной промышленности так и не решаются. Реформа отрасли, которая началась еще в 2006 году, пока не принесла ощутимого результата. Так, запас древесины и площадь лесов, где юридически допускается промышленная заготовка леса, имеют тенденции к сокращению, остаются на низком техническом уровне лесохозяйственные работы и инфраструктура в лесах. Имеет место и высокий нелегальный оборот древесины при низкой эффективности государственного лесного контроля на региональном уровне. Обработка древесины особо не увеличилась, инвестиции в переработку круглого леса в плановом объеме не поступают.

– Какие факторы и каким образом, на Ваш взгляд, будут влиять на рынок перевозок лесных грузов в России в ближнесрочной перспективе? Каких изменений, по Вашим прогнозам, стоит ждать в ближайшем будущем?

– Влияние факторов на рынок перевозок лесных грузов можно разбить на две группы рисков. Первая группа – внешние риски. Основной – это вступление Российской Федерации в ВТО. Вопрос с вывозными таможенными пошлинами на необработанные лесоматериалы окончательно так и не решен. Таможенные пошлины при организации перевозок экспортируемого круглого леса с 2006 года только росли, их планировалось довести до запретительного уровня – 80% от цены поставки, но не менее €50 с кубометра к 2011-му. Делалось это для того, чтобы максимально снизить экспорт необработанной древесины и заставить иностранных покупателей перерабатывать лес на территории РФ. Однако на действие постановления правительства РФ № 75 от 5 февраля 2007 года был временно наложен мораторий в рамках вступления в ВТО. В настоящее время так и нет четкого понимания, какие вывозные таможенные пошлины будут действовать в долгосрочной перспективе на экспорт необработанных лесоматериалов.

Косвенное влияние оказывают макроэкономические показатели экономик США и Китая, что отражается на фондовых рынках и способствует снижению контрактных цен на экспорт круглого леса в КНР. Китайские покупатели в начале года массово снизили закупочные цены и попросту обрушили российский рынок леса. Это является реальным воплощением полной зависимости экспортеров от китайского рынка.

Вторая группа – внутренние риски. Отраслевые проблемы, истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта могут существенным образом повлиять как на структуру, так и на объемы перевозок лесных грузов в ближайшем будущем.

– Как на лесные перевозки оказывает влияние ликвидация инвентарного парка ОАО «РЖД» в рамках проводимой реформы железнодорожной отрасли?

– Лесник привык к дешевым вагонам, так как лесоматериалы тарифицируются по первому тарифному классу с применением ряда понижающих коэффициентов. И если в рамках общего парка ОАО «РЖД» существование перекрестного субсидирования по классам перевозимого груза было приемлемо, то для экономики приватного парка оператора – нет. Везти лесные грузы ниже рыночных ставок и тем более себе в убыток никто не будет.

Транспортная составляющая в контрактных ценах лесоматериалов при реализации на экспорт на протяжении четырех лет, с 2004 года, только снижалась, так как правительством в лице ФСТ России проводилась политика сближения уровня тарифов второго и третьего разделов Прейскуранта № 10-01. Соответственно, тарифы третьего раздела при перевозках на экспорт не индексировались. Плоская индексация тарифов по разделам Прейскуранта № 10-01 началась с 2009-го.

– Как, по Вашему мнению, следует построить работу, чтобы решить эти проблемы?

– С учетом вышеизложенного хочу акцентировать внимание всех причастных министерств и ведомств на основной проблеме операторов специализированного парка лесовозных платформ: будущее существование данного рода подвижного состава находится под большим вопросом. ФСТ России совместно с МЭР России должны очень внимательно подойти к вопросу унификации тарифов второго и третьего разделов Прейскуранта № 10-01 при экспортных перевозках лесных грузов через погранпереходы на лесовозной платформе. Лесовозная платформа должна сохранить действующие в настоящее время в рамках третьего раздела Прейскуранта № 10-01 тарифные преференции перед прочим парком вагонов, так как перевозка лесных грузов в лесовозной платформе осуществляется с 100%-ным порожним пробегом, а выстроить логистику перевозок с учетом обратной загрузки вагона не представляется возможным. Не нужно забывать, что лесовозная платформа всегда задействована только под перевозки лесных грузов, а привлечение универсального парка полувагонов является сезонным явлением и не может гарантировать стабильность обеспечения погрузки лесных грузов в течение года.

Источник: Rzd-partner.ru