Отечественному автопрому посвящается

15.05.2012

Судя по всему, не видать россиянам дешевых подержанных иномарок даже после вступления во Всемирную торговую организацию. По всем правилам членства в ВТО, такие автомобили должны бы начать дешеветь для рядового покупателя ввиду снижения таможенных пошлин. Однако власти страны подсуетились, чтобы удешевления не произошло: планируют ввести дополнительный утилизационный сбор. И конечно же, не назло обывателям, а лишь в заботах об отечественной автомобильной промышленности

Вот только жизнь показывает: наши автозаводы за многие десятилетия своего существования так и не вселили в нас уверенность в светлом автомобильном будущем родной страны. Космос в свое время завоевали, а вот с автомобилями - не очень. Никак мы в этом вопросе ничего к лучшему изменить не можем. И за эту немощь предлагают расплачиваться обывателю, который сегодня с радостью меняет отечественные консервные банки на секондхендовые иномарки, а завтра уже не сможет этого делать.

К 2019 году пошлины на иномарки должны снизиться с 25 процентов до 15. Казалось бы, благодать! Но во славу нашего автопрома уже подготовлены соответствующие поправки к соответствующему законодательству. Сбор за утилизацию не позволит подержанным иномаркам заполонять в больших количествах рынки Таможенного союза, в который входят не только Россия, но также Белоруссия и Казахстан. Некоторые аналитики предостерегают: в таком случае при отсутствии формального запрета на ввоз подержанных зарубежных автомобилей покупать их будет невыгодно. Причем особо явно это скажется на довольно новых, "неубитых" иномарках.

Авторы поправок ссылаются на тот факт, что во многих странах зарубежья не первый год существуют такие утилизационные сборы. Но почему же мы так однобоко примеряем на себя зарубежный опыт? В развитых странах, например, уже давно уровень жизни - не чета нашему, зарплаты позволяют покупать только новые качественные автомобили, работающий человек с высшим образованием и опытом работы не растягивает там изо всех сил свои скромные доходы от получки до получки. Что ж мы такой положительный опыт никак не переймем? А как только дело доходит до новых денежных сборов, так Запад нам сразу - единственный пример.

Аналитики отмечают: в европейских странах деньги за утилизацию платят сразу во время приобретения машины, без такого взноса не получишь госномеров. Сумма сбора равна примерно ста евро. По программе утилизации старых автомобилей в нашей стране мы тоже платили за утилизацию немного - три тысячи рублей. Однако некоторые эксперты склоняются к тому, что утилизационный сбор на подержанные иномарки в данном случае может иметь совсем другие величины, которые приведут к росту цены на бэушное зарубежное средство передвижения. И это реальная опасность для людей со скромными доходами. А мы-то надеялись, что после 15 июня, когда должны завершиться все ратификационные процедуры по ВТО, сможем рассчитывать пусть даже на постепенное, но снижение цен на иномашины.

- Резонно было бы задать вопрос: о защите какого автопрома идет речь в данном случае? - комментирует ситуацию юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Денис Ульянов. - Ведь по доступным для нашего населения ценам мы можем выпускать не авто, а только ведра с гайками. К таким экземплярам страшно подходить, если ты не автослесарь. А ведь для людей с доходами в 20 - 25 тысяч рублей покупка подержанной иномарки за 100 - 200 тысяч была единственной возможностью приобрести относительно качественную машину, на которой без особых проблем можно было бы ездить еще семь - десять лет. Инициатива с утилизационным сбором однозначно отрицательно скажется на рядовом потребителе. Ведь ему в первую очередь важно, сколько он потратит денег и хватит ли их на приобретение.

- Вступление в ВТО - это игра и в те, и в другие ворота, - высказал свое мнение независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Ведь в связи со снижением пошлин будет гораздо большая прибыль от продажи нефти. Это что касается наших сырьевых отраслей. В целом же вступление в ВТО - это, на мой взгляд, уничтожение зарождающейся российской экономики. И о каком оте-чественном автопроме идет речь? Мы, например, уже не производим "Волгу" и массу чего еще. Наши автозаводы занимаются производством "Рено" и "Ниссанов". А для наших нынешних и потенциальных автовладельцев предусмотрены трудности в виде заградительных пошлин для иномарок, грядущего утилизационного сбора, плохих дорог и дорожающего бензина.

Некоторые эксперты говорят сегодня о возможном размере утилизационного сбора как о сумме в 300 - 1000 евро (в зависимости от того, что это будет за средство передвижения - легковушка, грузовик или автобус). И это при том, что сегодня утилизация старых автомобилей в нашей стране чаще всего вообще ничего не стоит их владельцам. Некоторые компании принимают таких отслуживших железных коней даром, разбирают их, прессуют металл и сдают его на переработку. Доход небольшой, но определенная выгода есть, иначе бы никто этим не занимался. Зачем же нам тогда надуманные сборы?

Люди периодически философствуют на тему, что такое настоящее счастье. Ответы самые разные. У автовладельцев со стажем есть свое понимание: счастье - это когда они пересаживались с наших машин на импортные. Наши, родные, конечно, нас вывезли в советское время, но уж мускулатуру мы с ними накачали - о-го-го! Ведь они проблемны не только потому, что бесконечно ломаются или у них в мороз примерзают двери, но еще очень тяжелы непосредственно в управлении. Здоровые дядьки, пересев на импортную лошаденку, не могли нарадоваться легкости, минимуму силовых затрат на выкручивание руля или выжимание педалей. Может, потому раньше женщины и не водили авто? Покрутишь баранку и превратишься в бабу-баобаб. И где вся та женственность? То ли дело сейчас: сидит себе субтильная дамочка, придерживает руль аккуратной иномарочки (они и подержанные выглядят не очень плохо), на светофорах успевает еще и носик припудрить, и мандаринчиком охладиться. Неужели уйдут в прошлое эти благодатные времена на радость грубым дядькам с накачанной "Жигулями" мускулатурой?

Источник: Московская правда