В Евросоюзе начали бороться с "серыми" поставками нефти из России
03.08.2022
Власти Евросоюза рекомендуют импортерам нефти прописывать в своих контрактах пункт об отсутствии в их поставках сырья из нашей страны. Таким образом в ЕС хотят ограничить так называемые серые поставки нефти из России, когда отечественное сырье смешивают в танкере с нефтью из других стран.
Документ опубликован в "Журнале ЕС" и в нем также указывается, что доля "нероссийской" нефти в поставках, если ее возможно определить, может продаваться на рынке стран Евросоюза. Российская нефть (ее доля в поставке) к продаже в ЕС не допускается. Таможенные службы ЕС должны требовать у трейдеров документальные подтверждения, что в поставляемой в Евросоюз нефтяной смеси нет сырья из России. Если такие документы отсутствуют, то трейдеры могут провести химический анализ сырья в танкере для определения стран происхождения продукта.
Запрет Евросоюза на импорт нефти из России вступит в силу в декабре этого года, а нефтепродуктов в феврале 2023 года. Власти ЕС пытаются максимально ограничить даже саму возможность попадания сырья из России в Европу. Из-за отказа принимать российское сырье в некоторых портах Европы с марта этого года многие поставки из России производились инкогнито (без указания страны происхождения товара) или в составе смеси отечественной нефти с нефтью из других стран.
Россия ведет работу над перенаправлением поставок нефти с привычного западного рынка на восток, в первую очередь, Китай и Индию. Но сырье приходится продавать с большой скидкой. Дисконт к нефти марки Brent - до 33% (средний дисконт прошлых лет 1-3%). Ожидается, что в этом году наша страна сможет перенаправить в Азию до 50% объемов экспорта нефти, ранее предназначавшейся Европе.
Сложнее с отечественными нефтепродуктами. Бензин Россия экспортировала в небольших объемах, а вот дизельного топлива в Европу уходило до 50% от объемов производства. В Китае и Индии российские нефтепродукты возможно продавать только с очень большой скидкой, поскольку у стран есть свои нефтеперерабатывающие мощности.
Для Европы главная проблема заключается в том, что мощностей их нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) не хватает для обеспечения нужд внутреннего рынка. Кроме того, многие европейские НПЗ заточены под работу именно с российской нефтью. Их переформатирование под нефть из других стран или получение нефтяной смеси с характеристиками близкими к сырью из России требует времени и серьезных вложений.
Неудивительно, что по последним данным Financial Times, Европа увеличила импорт российского дизельного топлива на 22% год к году до 700 тыс. баррелей в сутки (более 50% от совокупного июльского импорта дизтоплива стран ЕС).