ВТО против телевизоров

17.04.2012

На петербургском заводе TPV Technology, китайского контрактного сборщика телевизоров, готовят письмо в Минэкономразвития, в котором говорится, что целесообразность сборки в России бытовой электроники под вопросом. Таможенные пошлины на ввоз готовой продукции, которые после вступления России в ВТО снизятся с 15 до 8%, а затем, возможно, и до 0%, делают местное производство неконкурентоспособным. Это может привести к закрытию заводов

Как рассказал "Ъ" директор петербургского завода TPV (собирает телевизоры под брендом Philips и Sharp) Блажей Бернард Райсс, на этой неделе он направит письмо на имя главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной в котором говорится, что начавшееся успешное развитие отрасли электроники в России может быть приостановлено в случае общего планируемого снижения импортных пошлин на готовые изделия и реализации намерений, согласованных в протоколах о присоединении России к ВТО. "В телевизионном сегменте предстоит снижение пошлины на телевизоры с 15 до 8 процентов. Такое снижение лишит российское производство телевизионной техники экономической целесообразности, поскольку одновременно не планируется обнуление импортной пошлины на компоненты, не производящиеся в России. Предприятия начнут нести убытки и свернут свою деятельность. Вопрос встанет "быть или не быть". А TPV может перевести свой завод из Петербурга в Польшу", — говорит Блажей Бернард Райсс.

Господин Райсс говорит, что сейчас в среднем пошлины на ввоз компонентов для производства телевизоров на уровне 15,5%. "С 2002 по 2012 год в России постепенно сформировался кластер предприятий по производству потребительской электроники: белой бытовой техники, телевизоров, мелких бытовых приборов. Телевизионный сектор более чем на 80 процентов локализован, — говорит он. — Появились смежные производства по литью из пластмасс, металлоштамповке, автоматизированной сборке электронных управляющих модулей для бытовой и промышленной техники". Сегодня в Калужской области работает российский завод компании Samsung, в Московской — LGD Electronics, во Владимире — дочернее предприятие турецкого холдинга Vestel, в Санкт-Петербурге — компании TPV и Foxconn, являющиеся глобальными лидерами в производстве мониторных изделий и другой бытовой и компьютерной техники.

Генеральный директор ООО "Фоксконн Рус" Андрей Коржаков согласен с опасениями коллеги: "Насколько мы понимаем, указанные цифры уже зафиксированы, изменить их невозможно. В этом случае логичной была бы мера по снижению таможенных пошлин на ввоз компонентов. Кроме того, в качестве защитной меры можно улучшить логистику, упростить таможенные операции, сделать их более эффективными. Разница между пошлиной на готовую продукцию и пошлиной на компоненты должна быть примерно 10 процентов, тогда сборка в России будет целесообразной". По словам Андрея Коржакова, в более выигрышном положении оказались те производители, которые "пришли в Россию" раньше, года три-четыре назад, и успели серьезно нарастить производство и расширить линейку, например, LG и Samsung.

Господин Райсс добавляет, что страны ЕС, являющиеся одними из основателей ВТО, по-прежнему сохраняют барьеры для импорта из азиатских стран в целях развития и сохранения отрасли на своей территории. "В ЕС после вступления в ВТО пошлина на телевизионную и мониторную технику, ввозимую из третьих стран, составляет 14 процентов. Почему в России, где электронная отрасль только-только сформировалась и только начинает активно развиваться, этого не предусмотрено?" — удивляется господин Райсс.

Владимир Таланов, эксперт практики международного торгового и таможенного права АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", говорит, что протокол о присоединении России к ВТО действительно предусматривает снижение ставок таможенных пошлин на жидкокристаллические и плазменные телевизоры в два раза. "Подобное снижение должно быть проведено Россией к 2015 году. Дальнейшее снижение ставок таможенных пошлин на готовые телевизоры до нуля от России не требуется, однако протокол предусматривает обязательное обнуление таможенных пошлин по ряду комплектующих для телевизоров. В настоящее время протокол готовится к ратификации в Государственной думе, и внесение в него каких-либо изменений на данном этапе уже крайне затруднительно. Согласованные ставки таможенных пошлин являются в первую очередь результатом давления, оказанного на наших переговорщиков со стороны основных торговых партнеров по ВТО в части телевизоров, — ЕС и Японией", — говорит юрист.

По мнению экспертов, двукратное снижение размеров таможенных пошлин может существенно снизить привлекательность внутреннего производства телевизоров в России. "Вместе с тем производителям телевизоров не стоит забывать, что соглашения ВТО предусматривают широкий спектр нетарифных мер, которые во всем мире эффективно используются для защиты национальных производителей, — продолжает Владимир Таланов. — К таким мерам относятся антидемпинговые, компенсационные и защитные пошлины, которые могут успешно обеспечить локализованным предприятиям защиту вне зависимости от ставок таможенных пошлин. Практика введения мер торговой защиты в Таможенном союзе достаточно скромная, в то время как ЕС ежегодно вводит не менее четырехсот мер, наплавленных на борьбу с иностранной конкуренцией".

По его мнению, снижение таможенных пошлин сыграет на руку в первую очередь потребителям, которые получат доступ к готовым телевизорам по более низким ценам. "Принципиально на ценах это не скажется, — считает Анна Трофимова, руководитель отдела по связям с общественностью Media-Saturn Russia. — Теоретически снижение цен в связи с отменой пошлин могло бы коснуться производителей, не имеющих производства в России, — Sony и Panasonic, но прайс-лист, по которому мы работаем, остался на уровне прошлого года — снижения цен мы не отмечаем. Удешевление продуктов может коснуться только китайских производителей, но они представлены в более низком ценовом сегменте, это не конкуренты основным брендам. У нас нет предпочтений в сборке, контроль качества на заводах основных производителей одинаково высок вне зависимости от места расположения завода". По ее словам, удобнее, когда производство находится рядом: заказанный из-за рубежа товар ритейлер вынужден ждать дольше, а если производство находится в Подмосковье, сроки поставки сокращаются порой до одного-двух дней.

Источник: КоммерсантЪ