Автомобили поедут за государственный счет

09.04.2012

Правительство продолжает разрабатывать меры поддержки отечественного автопрома после вступления России в ВТО. На этот раз Минпромторг предлагает обнулить железнодорожный тариф на перевозку автомобилей российской сборки на расстояние более 3 тыс. км. Бюджету компенсации для ОАО РЖД могут обойтись в 6 млрд руб. Однако, по данным источников "Ъ", в Минэкономики и Минфине инициативу не поддерживают и сомневаются в ее соответствии нормам ВТО и единого экономического пространства (ЕЭП). При этом льготные тарифы в любом случае не затронут основные рынки сбыта машин в России

Правительство поручило Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономики и Минфину проработать вопрос о субсидировании железнодорожных перевозок автомобилей (в том числе грузовиков и автобусов) на расстояние более 3 тыс. км, сообщил в пятницу "Интерфакс" со ссылкой на материалы Минтранса. В Минпромторге оценивают необходимый объем компенсации ОАО РЖД в 2,2 млрд руб., в Минтрансе — в 6 млрд руб.

Заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов подтвердил "Ъ", что поручение поступило и прорабатывается, решение может быть принято в ближайшее время. По оценкам чиновника, перевозка одного среднетоннажного грузовика более чем на 3 тыс. км обходится в среднем в 300-400 тыс. руб., поэтому возможно субсидирование тарифов и для перевозок коммерческого транспорта. Кроме того, по словам чиновника, "логично", если льготы будут действовать для перевозок на всей территории единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

Однако источник "Ъ", знакомый с ситуацией, считает, что шансы на реализацию идеи "крайне малы". По данным собеседника "Ъ", она обсуждается "достаточно давно" и позиция Минэкономики и Минфина всегда была жестко отрицательной. В Минэкономики, поясняет источник "Ъ", считают, что схема может противоречить нормам ВТО, поскольку "перевозка автомобилей без взимания платы, с компенсацией потерь РЖД может рассматриваться как мера, ограничивающая конкурентоспособность товаров, поставляемых на российский рынок другими членами ВТО". В Минэкономики вообще уверены, что для поддержки автопрома все необходимое уже сделано. Минтранс считает, что субсидии должны получать автоконцерны, а не ОАО РЖД. В самой монополии инициативу приветствуют, отмечая, что уже работают по подобным схемам.

Если предложение все же будет реализовано, то основные российские автопроизводители смогут бесплатно отправлять машины в первую очередь в Сибирь и на Дальний Восток. Для АвтоВАЗа, ГАЗа и КамАЗа граница будет проходить примерно по территории Красноярского края. Для Калининградского "Автотора" и автозаводов Петербурга и Ленинградской области льготная зона начнется в районе Омской или Новосибирской области.

Сейчас автозаводы могут возить автомобили из Центральной России по льготному тарифу только на Дальний Восток — соответствующее постановление премьер-министр Владимир Путин подписал в марте 2009 года. В конце 2010 года был утвержден список из 74 моделей (туда вошла продукция АвтоВАЗа, "ИжАвто", "Соллерса", ГАЗа. Volkswagen и т. д.), который затем расширялся. Однако в ОАО РЖД признавались, что используется льгота не слишком активно.

Тем не менее в группе ГАЗ и КамАЗе инициативу Минпромторга оценивают позитивно. "Субсидирование железнодорожных тарифов позволит выровнять цены в Сибири и на Дальнем Востоке по отношению к европейской части России на легкие коммерческие автомобили и спецтехнику — например, на экскаваторы и фронтальные погрузчики, которые сейчас пользуются там большим спросом",— поясняют в группе ГАЗ. В КамАЗе говорят, что льготы позволят "укрепить позиции российской грузовой техники и автобусов в Западной Сибири и на Дальнем Востоке по сравнению с китайскими и корейскими производителями, у которых сейчас плечо перевозок в эти регионы значительно меньше".

Автодилеры тоже считают льготы "целесообразными и очень своевременными". Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов уточняет, что при нынешних тарифах РЖД перевозка легкового автомобиля на расстояние 3 тыс. км обходится в 12-15 тыс. руб. Дилер полагает, что введение льготных тарифов в первую очередь повлияет на цены бюджетных автомобилей и может стимулировать рост спроса на них в Сибири и на Дальнем Востоке. На премиальный сегмент серьезного воздействия эта мера не окажет. Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" подчеркивает, что основные рынки сбыта почти всех российских автопроизводителей находятся в европейской части России, поэтому "серьезного экономического эффекта от подобной меры ждать не стоит" — объемы перевозок будут "явно невелики".

Источник: КоммерсантЪ