Плюсы и минусы таможенной кооперации
02.04.2012
Спустя два года после создания ТС (Таможенного союза) в Казахстане разгорается бурное общественное обсуждение перспектив, которые влекут за собой участие страны в Таможенном и Евразийском союзах. И оно носит критический характер. Уже сейчас очевидно, что результаты двухлетней работы ТС неоднозначны. По мнению многих политиков и экспертов, страна больше потеряла как в экономическом, так и в политическом плане, чем получила.
Хотели как лучше...
Прошло более двух лет с момента образования Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Таким образом была реализована идея евразийской интеграции, авторство которой приписывается президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву (он предложил создать на пространстве бывшего СССР Евразийский союз государств еще в 1994 году). По задумке президента Казахстана, благодаря этому союзу территория трех стран должна была стать связующим звеном в торговле между Европой и Азией, с одной стороны, и противовесом ЕС и мощной экономике Китая – с другой. Дополнительными аргументами в пользу создания ТС стали общность цивилизационных и культурных ценностей наших стран и необходимость совместного выживания в условиях глобализации. При этом были провозглашены такие принципы, как построение союза на условиях равенства, уважение суверенитета и неприкосновенности границ.
Другой вопрос – каковы реальные результаты вступления Казахстана в Таможенный союз? Если верить официальной статистике, то уже сейчас результаты функционирования ТС являются впечатляющими. Согласно данным агентства РК по статистике, за 11 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 33,7% с 16,1 млрд. долл. США до 21,4 млрд. долл. США и составил 18,9% от общего товарооборота Казахстана. Экспортные поставки в страны Таможенного союза выросли с 4,9 млрд. долл. США до 6,7 млрд. долл. США, то есть на 37%. В 2012 году рост товарооборота между странами – участниками ТС превысил 100 млрд. долл., а рост товарооборота Казахстана с Россией и Беларусью составил 21,7 млрд. долл.
Подскочили цены, возросла безработица
Ряд экспертов тем не менее считают, что участие Казахстана в ТС привело, наоборот, к ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Так, за последние два года в стране резко подорожали товары и продукты, которые экспортируются в Казахстан из других стран, не входящих в Таможенный союз. Наиболее ощутимым для населения страны оказалось увеличение стоимости на ГСМ, автомобили, бытовую технику, сельскохозяйственные продукты (мясо) и другие важные товары. Исторически сложилось, что большая часть товаров ввозилась в страну из Китая, Турции и Арабских Эмиратов. Торговлей, в том числе челночной, жил значительный процент населения страны. По словам известного казахстанского политолога, директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, «по статистике, в Казахстане 2,5 миллиона человек принадлежали к самозанятому населению. Из них более 500 тысяч – это люди, занимавшиеся торговлей. Как «челночники», так и владельцы автосалонов и магазинов. Все они либо остались без работы, либо серьезно пострадали из-за того, что ввозные пошлины из третьих государств значительно выросли и их бизнес оказался нерентабельным». По словам эксперта, в результате того, что они пополнили армию безработных, серьезную дополнительную нагрузку получил весь казахстанский рынок труда.
А как же ВТО?
Довольно спорным выглядит членство Казахстана в Таможенном союзе в связи со скорым вступлением республики в ВТО. Возникает вопрос: в чем экономическая целесообразность участия в региональном объединении, если в ближайшей перспективе – членство в глобальном образовании? Тем более что правила ТС и ВТО друг другу противоречат, а правительство страны, по словам Досыма Сатпаева, никак не может выработать технологию приведения этих норм в соответствие друг другу.
Но самое главное, по мнению казахстанского журналиста и политолога Тулкина Ташимова, состоит в том, что ни ВТО, ни ТС не решают главную проблему Казахстана – сырьевой характер экономики. В рамках единого экономического пространства (ЕЭП) произошло объединение источников сырья для остального мира, но не более. И Казахстан воспринимается как источник сырья, а не производитель.
Пошлины, техрегламенты и палки в колеса
Следующим шагом по пути постсоветской реинтеграции становится Евразийский союз, об образовании которого в декабре 2011 года договорились руководители трех государств. База для него уже создается в виде ЕЭП, при котором снимаются все преграды при перемещении товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Среди плюсов единого экономического пространства эксперты называют унификацию требований и стандартов к товарам и услугам, проведение согласованной промышленной политики для того, чтобы избежать технологических разрывов и несовместимости продукции.
Вместе с тем практика показывает, что между странами ТС еще достаточно противоречий. Несмотря на отмену внутренних пошлин, существует много способов затормозить поставки отдельных видов продукции на рынок соседних государств. И Россия активно пользуется ими, требуя, например, унификации техрегламентов. А пока казахстанские техрегламенты, например на молочные продукты, не соответствуют российским, это является поводом для отказа в их поставках на российскую территорию. И так во многом.
Кроме того, существует конфликт интересов, связанный с сохранением экспортных пошлин при вывозе товаров за пределы ТС. Политика в области экспортных цен особенно важна и для Казахстана в связи с тем, что наибольший удельный вес (58%) среди экспортных продуктов составляют минеральные продукты и углеводороды: уголь, руды, хромовые соединения, нефть, нефтепродукты. Причем, по мнению большинства экономистов, в ближайшее время скорее следует ожидать повышение экспортных пошлин, чем их отмену.
Националисты обещают народный взрыв
Говоря об оценках вступления Казахстана в ТС, нельзя не упомянуть об усиливающейся критике этой инициативы со стороны представителей националистического лагеря. Участие Казахстана в данном интеграционном образовании выступило в качестве своеобразных дрожжей, позволив националистам более четко сформулировать свою позицию и начать активную антиправительственную кампанию. Со стороны национал-патриотических сил идет откровенная попытка представить Таможенный союз в качестве реализации Россией своих имперских амбиций, где Казахстану отводится роль одной из колонии. То есть для национал-патриотов найден идеальный объект для разыгрывания карты образа врага. Не зацикливаясь на оценках экономического плана, националисты ставят вопросы утраты политического суверенитета и независимости. В качестве доводов приводятся создание наднационального органа – экономической комиссии – и возможное введение единой наднациональной валюты. Непропорциональное представительство в ней участников союза (Россия имеет 57% голосов, Казахстан и Беларусь – по 21,5%), позволяющее России занимать доминирующие позиции, также рассматривается в рамках возрождения на новом этапе Российской империи, в которой другие страны могут находиться только на ролях младших партнеров, и не более. По словам политолога и зама вице-президента общественного фонда «Абай-аппарат» Айдоса Сарыма, «казахоязычное большинство, а это 67% населения страны, в особенности молодежь, в том числе очень образованные слои населения, получившие и получающие образование за рубежом, это начинание не поддерживают. Особенно в том виде, в каком объединение происходит сейчас. В неравноправном положении стран в ТС большая часть казахстанского общества видит имперскую позицию России, попытку восстановить подобие Советского Союза в новом прочтении».
Каждый десятый казахстанец ничего не знает о Таможенном союзе
Известно, что критика является полезной в рамках обсуждения тех или иных решений. Однако любая критика теряет свою ценность, когда она превращается в игру на эмоциях или в банальный способ заработать себе политические дивиденды. Как это ни печально, наблюдая за общественной дискуссией в Казахстане по поводу Таможенного союза, складывается именно такое впечатление. В дискуссию по поводу Таможенного союза подключаются все больше и больше экспертов, высказываются разные точки зрения, но профессионализма в обсуждениях больше не становится. Так, например, различные эксперты выступают от имени народа, который якобы находится на грани взрыва и готов выйти с протестом против ТС. В то же время данных, подтверждающих такого рода высказывания, никто не приводит.
Наоборот, как показывают опросы населения Казахстана, половина граждан страны поддерживают идею создания Таможенного союза (опрос проводился в ноябре 2011 года общественным фондом «ЦСПИ «Стратегия»). Против этого объединения высказались 17% опрошенных. Почти каждый пятый выражает безразличие по данному вопросу. А каждый 10-й житель вовсе ничего не знает про Таможенный союз. Конечно, если сравнить с началом 2010 года, когда ТС только вступил в законную силу, то лояльность населения в отношении союза заметно уменьшилась. Тогда более 70% граждан были за вступление Казахстана в ТС. Очевидно, за прошедшие два года оптимизма у людей поубавилось, и можно предположить, что именно из-за неоднозначных социально-экономических последствий работы действующего таможенного объединения. Кроме того, по мнению Досыма Сатпаева, «государственная информационная политика по этому вопросу откровенно слаба, населению не объясняются плюсы и минусы таможенного союза, поэтому возникает простор для толкований и сомнений».
Понятно, что население в своем большинстве испытывает опосредованные и во многом сформированные под воздействием СМИ чувства по отношению к ТС. Не зря 38% респондентов (относительное большинство) отвечают, что лично для них и их семей от Таможенного союза нет ни пользы, ни вреда. Соотношение тех, кто заявляет о выгодности или вредности ТС, составляет 28% и 18% соответственно. Как видим, сформированного мнения о Таможенном союзе среди населения Казахстана нет. Значит, ТС пока еще не сказался существенным образом на жизни большинства граждан, либо его влияние имеет неоднозначный характер.
Источник: Независимая газета