Односторонняя цифровизация ВЭД
02.09.2019
https://bosfera.ru/bo/odnostoronnyaya-cifrovizaciya-ved
Участники внешнеэкономической деятельности обсудили внедрение единых лицевых счетов.
Цифровизация таможни в том виде, в котором она сейчас внедряется, создает участникам ВЭД новые профессиональные вызовы. Кроме того, ФТС подошла к критическому рубежу, за которым придется идти по пути западных коллег, полностью меняя подходы к работе.
Такие выводы можно сделать из докладов спикеров бизнес-завтрака, организованного «Б.О» для профессионалов рынка. Заявленная тема звучала как «Цифровизация таможни и переход на Единых лицевых счетов (ЕЛС). Как участникам работать в новых условиях», но дискуссия вышла «далеко за рамки» темы.
Открывая дискуссию, генеральный директор платежной системы «Таможенная карта» Андрей Баринов сказал: «Цифровизация — не самоцель, но технологии коренным образом меняют бизнес-среду, идеологию и процедуры таможенного оформления, а как именно — мы совместно найдем ответы на вопросы на этой встрече».
В целом цифровизация в сфере ВЭД началась давно и идет поэтапно. Марина Лякишева, руководитель экспертного совета Ассоциации «Содействие развития ВЭД» назвала появление платежных систем «прорывом в цифровизации ВЭД». «Процедура позволила нам почувствовать себя в XXI веке», — сказала она. Марина Лякишева, выступила с докладом «Содействие развития ВЭД», ЕЛС. Проблемы участников ВЭД и возможные пути решения». 2019 год стал переломным: переход таможни на систему ЕЛС, анонсированный в дорожной карте ведомства еще 5 лет назад, осуществлен в апреле, а в июне вышел приказ ФТС о порядке работы в личных кабинетах. Как отметили участники бизнес-завтрака, «представители ФТС должны были бы рекламировать ЕЛС», но к сожалению, представителей ведомства не было на мероприятии и оценивать качество работы новой системы пришлось также Марине Лякишевой.
Несомненный плюс — сокращается время отражения средств на лицевом счете. Эксперт напомнила — когда-то ждать приходилось по трое суток, сейчас это происходит в течение нескольких часов, а в некоторых случаях — даже менее получаса. В качестве перспективных Марина Лякишева видит такие направления развития сервисов как: оформление электронных таможенных расписок участником ВЭД через личный кабинет; заявление о возврате авансовых платежей в электронном виде; информация о статусе обеспечения уплаты таможенных платежей в режиме реального времени; использование авансовых платежей для списания ввозных таможенных пошлин.
ЕЛС — ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Среди критериев качества электронных услуг эксперт выделила следующие: придание юридического статуса электронным документам; непрерывность их оказания; гарантия получения конечного результата: гарантированные сроки их получения; исчерпывающий перечень предоставляемых документов; наличие формализованных форм документов; отсутствие дублирования их на бумажных носителях; отсутствие их повторного предоставления.
Судя по докладу Марины Лякишевой, во всех этих направлениях на практике дела обстоят нес блестяще. Так, формирование ЕЛС должно осуществляться в автоматическом режиме, но участники ВЭД «столкнулись с тем, что на практике это не так, необходим ручной ввод корректировочной информации». «Как заявляют в ФТС, через личный кабинет можно обращаться в таможенный орган. Честно говоря, это тоже скорее дело будущего», — прокомментировала ситуацию спикер. Операции должны отражаться автоматически в режиме реального времени, на практике этого сейчас не происходит.
Уведомление о задолженности по уплате таможенных и иных платежей в режиме реального времени участники рынка в ЕЛС также не видят, и это «огромная проблема».
ПРОБЛЕМЫ «НА ВЫРОСТ»
Как самую большую проблему существующей системы администрирования лицевых счетов в личном кабинете участника ВЭД и в таможенных органах эксперт видит «в отсутствии обратной связи — односторонняя цифровизация!». Это актуально, например, при возникновении задолженности, при декларировании товаров. «Это общая проблема, про нее в ФТС знают и обещают решить, но не быстро», — резюмировала Марина Лякишева. Также есть проблемы с отражением в ЕЛС требований об уплате таможенных платежей и множество других проблем — их перечисление заняло у спикера более получаса.
Выводы, которые можно сделать из доклада: значительная часть сервисов работает или не вполне корректно, или в тестовом режиме; некоторые функции не могут осуществляться из-за отсутствия законодательства, либо заявлены «на перспективу». Не удалось пока и полностью избавиться от бумажных носителей.
По словам Марины Лякишевой, с февраля возникли также проблемы в банковской практике: «Из трех одинаковых деклараций на экспорт товара банк одну видит в ИС, две — не видит. Вариант решения этой проблемы — отправить пустые КДТ, банк должен увидеть ДТ. Проверить статус ДТ можно в личном кабинете участника ВЭД либо обратиться в ЦИТТУ».
ВОПРОСЫ ПОДХОДА
Также в ЕЛС нет идентификации платежных поручений, отметила спикер, и посоветовала использовать платежную систему «Таможенная Карта», где есть сервис с формированием специального отчета по платежным поручениям. В ЕЛС нет сведений о декларациях и данных платежных документах, этот сервис также есть у «Таможенной карты», сообщила она. Андрей Баринов поблагодарил коллегу за «объективную» рекламу. «Личный кабинет «Таможенной карты действительно синхронизирует платежи, авансы и списания, — прокомментировал руководитель платежной системы. — С точки зрения логики развития сервисов, проблемы, которые озвучены, можно и нужно решать, но есть вопрос подхода. Аванс является для судебных приставов не денежными средствами, а имуществом плательщика, и на него накладываются ограничения. Для участника ВЭД, проблема не в том, что он платит аванс, а в понимании — когда и в какой момент аванс становится денежными средствами. Особенно это актуально для крупных корпоративных клиентов, им нужна прозрачность и единообразие, совпадение сумм. Авансовые бюджетные платежи — само словосочетание для иностранных компаний звучит странно».
ПРОГРЕСС В РЕГРЕССЕ
По словам спикера, «не факт, что прогресс всегда удобен, иногда регресс — это прогресс». Так, из опыта работы со Сбербанком по проекту «Виртуальная карта» стало ясно, что клиентам удобнее разбивать суммы по субсчетам, чем платить с основного. «В личном кабинете можно отстроить схему, чтобы при оформлении на каждого брокера можно было выставить лимиты и проводить платежи территориально удаленно, в разных часовых поясах. Питер не влезает в лимит Москвы, не останавливается контракт и система оформления», — сказал Андрей Баринов. В ЕЛС такой разбивки не предусмотрено, поэтому в случае территориально распределенной сети компания и таможенный представитель должны отслеживать ситуацию, сказала Марина Лякишева.
«Таможня подошла к критическому рубежу, перейти который будет довольно сложно. Если сравнивать ситуацию с банками, там все сервисы в ДБО практически неотличимы, каждый сам себе стал операционистом банка, но дальше — нужны клерки, которые на основе взаимодействия подразделений банка принимает решение о выдаче кредита, продлении или изменении условий обслуживания. Все бьются над проблемой формирования новых принципов взаимодействия, Альфа-Банк и Сбербанк, наверное ближе всего. Но пока никто не преуспел. Второй вопрос — взаимодействие с клиентом на уровне чатов, колл-центров. Так и ФТС подошла к рубежу, когда построение сервиса на уровне почтового ящика и отчетности, которая вываливается на клиентов из системы — это лишь этап «онлайнизации». Пока ФТС понизил порог и сказал — теперь у нас 40–60% автоматического выпуска, но дальше по этому пути идти нельзя — придется вводить искусственный интеллект, автоматизировать процессы принятия решения. А поскольку уложиться при сложных процедурах декларирования в какие-то сроки невозможно, придется менять идеологию, подход к таможенному оформлению, идти по пути западных коллег, для которых предварительно предоставленная информация является основой для принятия решения, и регулятора не «поджимает» время. Вопрос цифровизации здесь встанет в полный рост», — считает Андрей Баринов.
COMPLIANCE ДЛЯ ФТС
Инна Елисанова, старший юрист практики внешнеторгового и таможенного регулирования DLA Piper, поделилась практикой, наработанной в сфере Customs Compliance для участников ВЭД. Эксперт является автором методики, положенной в основу специальной программы оценки рисков, которую она определяет как «траекторию будущего цифровизации участника ВЭД». Три составляющих оценки: анализ таможенных рисков, анализ процессов в компании в рамках функции ВЭД, выявление процедурных и/ или информационных пробелов. Customs Compliance содержит 17 областей проверки. Выявленные риски представлены в отчете в виде трех категорий: существенные, свидетельствующие о неполном соответствии внешнеторговых операций требованиям таможенного законодательства или о недостаточном уровне процессов контроля в компании. Анализ показывает, что риски или неэффективные процессы контроля выявляются у 99,9% компаний, говорит Инна Елисанова.
Среди них явно встречаются и довольно неожиданные. Например, при закупке товаров иностранного производства у российских поставщиков на территории РФ без соответствующей проверки (в случае выявления проблем у контрагента) компании грозит административный штраф в размере 50–200% стоимости товаров с их конфискацией или без таковой, либо конфискация товаров, или же требование об уплате таможенных платежей.
Сейчас в ФТС прорабатывается идея введения автоматизированного сервиса «таможенный аудит», в основу которого будет положен принцип Customs Compliance, сообщила спикер.
«ОБЕЗЬЯНИЙ ТРУД» ДЛЯ БАНКИРА И КЛИЕНТАC
Павел Кузнецов, управляющий директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов МКБ, согласился с мнением, что функционал для клиента в интернет-банках разных кредитных организаций примерно одинаков. В этой ситуации преимущество банка он видит в создании и развитии кредитных продуктов, международных банковских гарантий, факторинга, предложении различных аккредитивов с дисконтирование и без. По его мнению, клиенты ждут от банка единого окна, через которое можно решать проблемы с таможней, валютным контролем, логистикой и страхованием услуг и т.д.
Спикер убежден, что необходимо ускорение взаимодействия в цепочке «банк — клиент — таможня», которое сейчас занимает до нескольких дней, а также «перевод в цифровое русло общение с ФТС в части вопросов-ответов» с отказом от бумажных документов, что сократит расходы и банка, и клиентов. Также он посетовал, что ежедневно приходится направлять в ЦБ огромный пакет документов для постановки на учет контрактов. Выход Павел Кузнецов видит в создании единой базы, где могли бы подписываться и храниться все контракты, а их постановка на учет осуществлялась бы «галочкой в системе», доступ к которой имел бы Центробанк. Эксперт предложил решать вопросы совместно — усилиями специалистов ФТС и заинтересованных сотрудников банков.
Большой интерес аудитории вызвал также доклад руководителя Центра поддержки ВЭД Галины Баландиной о таможенных процедурах с экономическим содержанием — это таможенные льготы для стимулирования осуществления определенной экономической деятельности на конкретной таможенной территории. Эксперт остановилась на потенциале, а также проблемах таких видов деятельности. Например, переработка на таможенной территории стимулирует развитие экспортоориентированных производств. Функционирование свободных таможенных зон способствует развитию определенных территорий. Свободный склад, который в России вовсе не применяется, способствует стимулированию развития производства в конкретной отрасли экономики.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Марина Лякишева, руководитель экспертного совета Ассоциация «Содействие развития ВЭД»
Несмотря на серьезное продвижение таможни в направлении цифровизации (ЕЛС, личный кабинет, отдельные сервисы) проблемой остаются бумажные документы. Электронное декларирование — это не электронная таможня. Еще одна проблема — отсутствие единого окна на уровне взаимодействия всех государственных органов через один канал, который бы исключал этот бумажный документооборот.
На первом этапе цифровизации отрабатываются самые массовые процедуры — экспорт — импорт как-то запустили, все остальные — за рамками, на бумажных носителях. Таможня делится на Центры электронного декларирования (ЦЭД) и таможню фактического контроля, механизм не вполне отработан. Новые технологии пока не дают в массовом порядке возможность ускорения прохождения процедур. Большая беда: отсутствие электронного диалога о статусе декларации, иногда приходится ждать ответа до 5 дней.
Павел Кузнецов, управляющий директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов МКБ
В целях развития отношений с клиентами — участниками ВЭД, банк упрощает взаимодействие с подразделением валютного контроля, увеличивает операционный день, развивает новые конверсионные продукты.
МКБ рассматривает возможность создания продукта «Комплексный ВЭД» в рамках которого мы бы хотели предоставлять клиентам консультация не только по банковским продуктам, но и смежным: таможенное законодательства, транспортно-логистическая деятельность, страхованию участников ВЭД.
На данные момент мне известно только о двух банках входящих в первую 10-ку, которые предлагают подобные продукты в том или ином виде.
Мы считаем развитие данного направление одним из ключевых, особенно с учетом поставленное руководством страны задачи по наращиванию экспорта.
Инна Елисанова, старший юрист практики внешнеторгового и таможенного регулирования DLA Piper
Customs compliance или проверка функции ВЭД компании на соответствие ее требованиям таможенного законодательства позволяет компаниям не только осуществить самопроверку на основе методов аудита, но и устранить либо эффективно управлять таможенными рисками и неэффективными/недостаточно эффективными процессами внутри компании. В результате, могут быть исправлены ненамеренные ошибки при таможенном декларировании за прошлые периоды и качественно усовершенствована модель таможенного декларирования на будущие периоды. Разумность и стратегическая необходимость такого подхода, как регулярное проведение самопроверки (customs compliance) подтверждается также тем, что с недавнего времени ФТС России разрабатывается концепция становления таможенного аудита как механизма таможенного контроля. Такая задача уже установлена стратегией развития таможенной службы на период до 2030 года, которая включает в себя подход создания отдельного управления в ФТС России, которое будет заниматься таможенным аудитом. На текущий момент ФТС России находится на этапе формирования методики проведения таможенного аудита. Планируется, что прошедший ежегодный таможенный аудит добропорядочный участник ВЭД может расчитывать на осуществление функции ВЭД без проверочных мероприятий со стороны таможенных органов. Важным этапом такой концепции является внедрение компаниями самопроверки (customs compliance) на регулярной основе.
Андрей Баринов, генеральный директор платежной системы «Таможенная карта»
В рамках бизнес-завтрака состоялся глубокий, всесторонний диалог, причем обсуждался не только текущий этап цифровизации, но и те стратегические возможности, которые процесс открывает для бизнес-сообщества и российской экономики на долгосрочную перспективу.
Так, в ходе дискуссии участники сошлись во мнениях, что уже сделан значительный шаг по упрощению таможенных платежей, что наряду с ростом скорости прохождения платежей серьезно упрощает жизнь участникам ВЭД. Обсуждалась важная для рынка тема — практика применения новой системы с точки зрения тех удобств и проблем, которые видят пользователи. Параллельно развивается и система быстрых платежей, и очевидно, что механизмы должны в какой-то точке сойтись, должны быть встроены в рамки процедуры таможенного оформления. Сроки и форматы — это вопрос, крайне важный для участников рынка ВЭД.
Для участия в мероприятии удалось собрать спикеров, обладающих уникальной экспертизой в своих областях. Отдельная благодарность Руководителю экспертного совета Ассоциации «Содействие развития ВЭД» Марине Лякишевей за практически полезное выступление о тех нюансах работы в ЕЛС, с которыми участники ВЭД сталкиваются каждый день.
Очень глубокий вопрос удалось поднять в докладе Галине Баландиной. Она потрясающе компетентный специалист, в том числе, в качестве руководителя юридической службы «предшественника» ФТС — ГТК России (Государственная таможенная служба), занималась написанием предыдущей редакции Таможенного кодекса РФ. Я полностью согласен с тезисом, заложенным в основе ее выступлении — есть серьезное противоречие в декларируемых целях и реальных действиях со стороны государственных структур.
С одной стороны, все существующие режимы таможенного оформления с экономическим содержанием, о которых говорила Галина Баландина, нацелены на то, чтобы привлечь инвестиции в страну и дать им возможность эффективно работать (хотя все помнят про толлинг и подобные схемы, и безусловно, злоупотребления были). Мы придумываем как работать с платформой Алибаба, как спонсировать малый и средний бизнес и сподвигнуть его к экспорту матрешек на Запад. Это признается приоритетной задачей правительства, под которую выделаются государственные ресурсы.
Полностью поддерживаю позицию спикера, которая считает, что с развитием цифровых технологий появились возможности для эффективного отслеживания и контроля за деятельностью отдельных экономических субъектов, а также и существующих режимов с тем, чтобы они не использовались как лазейки, но в то же время решали вопрос развития отечественного бизнеса.
Огромный интерес собравшейся профессиональной аудитории вызвал и доклад Инны Елисановой, рассказавшей о customs compliance, возможности автоматизации процедур контроля рисков внутри компании — участника ВЭД.
Я считаю, что такое платформенное решение может стать существенным элементом формируемой сейчас экосреды для участников ВЭД. Руководством ФТС заявлен курс на электронный документооборот, таможенное оформление в перспективе станет непрерывным процессом обработки данных, и средства контроля и самоконтроля помогут компаниям — участникам внешней торговли своевременно выявлять риски и исправлять ситуацию. Особенно это актуально для компаний, относящихся к сегменту «средний бизнес» — у лидеров рынка есть свои эффективные и дорогие системы, затраты на которые «отбиваются».
Источник: "Банковское обозрение"