Пропуск по пунктам
05.11.2018
Руслан Давыдов: За последнее время сделано очень много. Мы, к примеру, достигли показателей, когда экспортная декларация безрисковой поставки выпускается в среднем за 30-35 минут. А в отношении таких флагманов нашего экспорта (ММК, НЛМК, "Северсталь" и т.д.) время выпуска экспортной декларации втрое меньше - всего 12 минут.
Это достигается за счет того, что вся работа уже сегодня ведется в электронном формате. Доля автоматической регистрации экспортных деклараций превышает 70 процентов, доля автовыпуска экспортных грузов для компаний из "зеленого сектора" достигла 30 процентов. С 32 федеральными органами исполнительной власти мы теперь "общаемся" тоже только удаленно, через систему межведомственного электронного взаимодействия. Я считаю, что уже этим мы оказываем серьезную помощь и поддержку российскому экспорту.
Помогает ли таможня российским интернет-магазинам выходить на рынки других стран?
Руслан Давыдов: Недавно с "Почтой России" мы реализовали один показательный проект. Теперь компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут в качестве экспортной декларации использовать почтовую накладную CN-23. Услуга оказалась востребованной, особенно заметно это было после чемпионата мира по футболу.
С помощью этой упрощенной процедуры были отправлены за границу почти полмиллиона "паспортов болельщика". Наша следующая цель - расширить число компаний, которые могли бы этим новшеством воспользоваться. Например, нам бы хотелось распространить процедуру и на плательщиков НДС. Как раз над этим мы и будем в ближайшее время работать. Но не все проблемы можно решить только усилиями таможни.
Еще встречаются случаи, когда фурам с товаром приходится подолгу стоять на границе. Почти всегда это означает, что бизнес несет потери. Как вы с этим боретесь?
Для России основная проблема - это автомобильные пункты пропуска. У нас их 172 из-за большой протяженности госграницы. Естественно, чтобы привести в порядок их все, нужны огромные деньги. Нацпроект "Международная кооперация и экспорт" предусматривает, что к 2024 году будут модернизированы 24 экспортно ориентированных пункта пропуска.
Мы неоднократно высказывали свои предложения о том, какие пункты пропуска нужно реконструировать в первую очередь.
Какие же?
И что это значит?
Руслан Давыдов: Это все равно, что машину, которая по характеристикам не может ехать быстрее 40 километров в час, пытаться разогнать до 200. Мы добились увеличения пропускной способности этого пункта пропуска технологически, благодаря договоренностям с пограничной службой. Но так быть не должно.
Нужно вкладывать деньги и в модернизацию объектов на российско-латвийской границе. Например, основной товаропоток в московском направлении из стран Балтии приходится на пункт пропуска "Бурачки". Автодорога, которая связывает его с сопредельным латвийским пунктом, как "узкое горлышко": она позволяет пропустить лишь по одной машине в каждом направлении.
Для России основная проблема - это автомобильные пункты пропуска, у нас их 172
Примерно то же самое происходит на финской границе. Финны, кстати, второй раз за семь лет совместно с Евросоюзом проводят инвестпрограмму по реконструкции своих "ворот" на границе с Россией. Очевидно, что нам надо догонять.
Автор: Егор Бадьянов
Недавно прошли переговоры Минтранса России с руководством финской таможни по этому вопросу. Мы готовы подключиться к этой работе и помочь сформулировать технические требования к инфраструктуре, "технологической начинке" пунктов пропуска, подключиться к координации действий с нашими зарубежными партнерами.
Сегодня много говорят про систему "одно окно". Российский экспортный центр планирует запустить ее в 2021 году. Как вы считаете, упростит ли она взаимодействие бизнеса и таможни?
Руслан Давыдов: На таможне "единое окно" отчасти действует уже сегодня. С 2013 года мы развиваем электронный портал "Морской порт", на базе которого проверить груз, прибывший морем, могут все заинтересованные органы: и пограничники, и фитосанитары, и ветеринары. Здесь же они размещают свое решение. Таможня, ознакомившись с заключениями коллег, либо дает добро на пересечение грузом границы, либо нет. В случае, если необходима фактическая проверка, портал дает возможность всем проверяющим встретиться в одно время и за один раз проверить товар. Правда, со стороны бизнеса звучит много критики в адрес этого ресурса, но никто не задумывается, что запустили мы его в условиях "вакуума", когда никто больше за эту работу не брался. Сейчас "Морской порт" находится в высокой степени готовности, мы лишь дорабатываем часть функционала.
Российский экспортный центр, создавая свое "одно окно", хочет пойти еще дальше: не только синхронизировать работу всех ведомств при проведении контроля, но и позволить компаниям с помощью этого инструмента подать заявку на участие в тех или иных мерах поддержки. Кроме того, они хотят дать возможность малому и среднему бизнесу, который экспортом никогда не занимался, подать здесь же заявку на получение лицензии и обратиться за консультативной помощью. Я, вслед за Всемирной таможенной организацией, безусловно, поддерживаю это начинание.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"