Таможенное законодательство и электронная таможня: итоги и перспективы

01.11.2018

24 – 25 октября в Москве состоялся Международный таможенный форум. На площадках форума активно обсуждались вопросы нового таможенного законодательства и электронного декларирования.

Ежегодно в канун профессионального праздника Дня таможенника ФТС России проводит выставку. В этом году выставка была переформатирована в Международный таможенный форум, в ходе которого обсуждались вопросы электронного декларирования, национального и наднационального законодательства, технического регулирования, электронной торговли и многое другое. В мероприятии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, Первый заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Антон Германович Силуанов, руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Иванович Булавин и его заместители, руководители департаментов Евразийской экономической комиссии и Минфина России. Рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, сессии Форума.

Новое таможенное законодательство

Первые итоги нового таможенного законодательства и дальнейшие его перспективы обсуждались совместно с представителями ФТС России, ЕЭК, Минфина России. Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Николаевна Голендеева отметила, что на момент вступления в силу нового Таможенного кодекса и Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации…» ФТС России удалось достигнуть консенсус с бизнесом. На текущий момент нет конфронтационных и революционных вопросов, которые не удалось решить. Сейчас основная цель – это унифицировать правоприменение. И концентрация таможенного оформления в центрах электронного декларирования позволит решить данный вопрос хотя бы на уровне региональных управлений. Т. Н. Голендеева подчеркнула, что на текущий момент процесс формирования нормативной базы не закончен.

О работе по подготовке новых нормативных актов рассказал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Никита Андреевич Золкин. В настоящий момент идет подготовка подзаконных актов для приведения национального законодательства в соответствие с нормами нового Кодекса. Необходимо принять порядка 450 подзаконных актов, причем более 150 из них – до конца 2018 года. Работа по более чем 100 документам завершается. Около 150 актов находятся на стадии межведомственного согласования. Ведется активная работа по таким вопросам как: сроки проведения таможенного досмотра при транзите, возможность декларирования товаров списками, проведение экспертиз и порядок отложенного определения таможенной стоимости.

Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Викторович Некрасов рассказал, какая работа по формированию нормативной базы проводится Комиссией.

Основные Решения, принятые ЕЭК, касающиеся порядка совершения таможенных операций

Приоритет электронного декларирования

Совершение таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов

  • Решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров»
  • Предусматривает порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в автоматическом режиме.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

Особенности таможенного декларирования экспресс-грузов

Определена форма декларации на товары для экспресс-груза, порядок заполнения декларации на товары для экспресс-груза, условия использования такой декларации.

Дмитрий Викторович коснулся вопросов классификации товаров и таможенной стоимости. На сегодняшний день в этом направлении проделана огромная работа. В частности, реализовано право Комиссии принимать решения о классификации отдельных видов товаров по собственной инициативе, когда Комиссия выявляет различную классификацию товаров в принятых таможенными органами государств-членов Союза предварительных решениях о классификации товаров, в решениях или разъяснениях о классификации отдельных видов товаров (Решение Коллегии ЕЭК от 23.01.2018 № 10 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2013 № 284).

Принят порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров в новой редакции (Решение Коллегии ЕЭК от 19.06.2018 № 103

«Об утверждении порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров»). В Решении определены: случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров; особенности применения метода по стоимости сделки с ввозными товарами (метод 1) при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров; особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров; порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров; особенности таможенного контроля таможенной стоимости товаров.

Установлены особенности определения таможенной стоимости отходов, включая особенности применения методов определения таможенной стоимости (за исключением метода сложения, который не применяется в данной ситуации), в том числе особенности добавления дополнительных начислений либо исключения отдельных расходов, предусмотренных статьей 40 Кодекса (Решение Коллегии ЕЭК от 22.05.2018 № 82 «Об утверждении положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»).

Определены единые правила расчета дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров (Решение Коллегии ЕЭК от 22.05.2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров»).

Основные Решения, принятые Комиссией, касающиеся таможенных процедур

Урегулирован порядок совершения отдельных таможенных операций в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита (Решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 170):

  • Предельный срок транзита, исходя из особенностей перевозки.
  • Получение разрешения на совершение грузовых операций.
  • Продление срока транзита.
  • Изменение места доставки товаров.
  • Завершение и прекращение действия процедуры.

Определены особенности применения таможенной процедуры транзита в отношении компонентов товара (Решение Коллегии ЕЭК от 07.11.2017 № 138):

  • Возможность декларирования компонентов товаров путем подачи нескольких транзитных деклараций, в которых заявлен классификационный код готового изделия, указанный в соответствующем решении о классификации.
  • Применение ставок таможенных пошлин, налогов, установленных в отношении готового товара для определения размера обеспечения при помещении под процедуру компонентов товара, если их декларирование осуществляется в течение срока действия решения и классификации.

Определена последовательность совершения таможенных операций после проведения с ТСМП, являющимися товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за пределами таможенной территории Союза операций, не предусмотренных Кодексом (Решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 178):

  • Порядок подачи, регистрации отказа в регистрации заявления о совершении операций.
  • Форма заявления.
  • Порядок заполнения заявления.

Для уполномоченных экономических операторов были определены форма заявления о включении в реестр УЭО и порядок его заполнения, форма свидетельства о включении в реестр УЭО, форма реестра УЭО, а также реализованы полномочия Комиссии по условиям включения лица в реестр УЭО. В частности, установлены порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО, и значения, характеризующие финансовую устойчивость, необходимые для включения в этот реестр с выдачей свидетельства УЭО второго и третьего типов; определены единые требования к сооружениям, помещениям (частям помещения) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов. (Решения Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 128, № 129, от 19.12.2017 № 181, № 186, № 187, от 03.10.2017 № 131, Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65).

Определен размер обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя – в сумме, эквивалентной не менее 500 тыс. евро. (Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 №64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя).

Вопросы, по которым планируется принять решения Комиссии в 2018 – 2019 годах:

  • Случаи использования таможенной декларации на помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории Союза.
  • Особенности заполнения декларации на товары при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе, некомплектном или незавершенном виде, и особенности заполнения декларации в отношении товаров, заявленных к выпуску до подачи декларации на товары.
  • Порядок проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении декларации на товары, поданной в отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, документов, подтверждающих сведения, заявленные в такой декларации, и сведений, заявленных в указанной декларации на товары и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах.
  • Форма, формат, структура сертификата обеспечения, порядок его заполнения и внесения в него изменений (дополнений), порядок определения срока его действия, порядок использования сертификата обеспечения.
  • Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров по результатам проведения таможенного контроля после выпуска.
  • Перечни товаров, в отношении которых не применяются отдельные таможенные процедуры (таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории).
  • Случаи и порядок признания результатов таможенной экспертизы, проведенной в одном государстве-члене, таможенными органами другого государства-члена.

Вопросы, по которым планируется принять решения Комиссии в 2019 – 2020 годах:

  • Форма декларации на товары и порядок ее заполнения (Решение КТС от 20.05.2010 № 257). Решение № 257 требует концептуальной проработки.
  • Форма декларации на транспортное средство и порядок ее заполнения и связанные с этим вопросы (признание утратившими силу Решений КТС от 14.10.2010 № 422 и от 18.11.2010 № 511).
  • Определение случаев и порядка использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (Решение КТС от 20.05.2010 № 263).
  • Актуализация классификаторов, используемых для заполнения таможенных документов (Решение КТС от 20.09.2010 № 378).
  • Определение условий помещения под специальную таможенную процедуру отдельных категорий товаров и порядка применения специальной таможенной процедуры в отношении таких товаров (Решение КТС от 20.05.2010 № 329).
  • Определение порядка совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации до выпуска товаров и после выпуска товаров (Решение Коллегии ЕЭК от 10.12.2013 № 289).
  • Категории товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, условия такого временного нахождения и использования, а также предельные сроки такого временного нахождения и использования.
  • Категории товаров, для которых в зависимости от целей их ввоза, срок действия таможенной процедуры ввоза (допуска) может превышать 2 года (Решение КТС от 18.06.2010 № 331).

Электронная таможня

Перенос таможенного оформления в центры электронного декларирования активно обсуждался на панельной сессии «Электронная таможня».

Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Валентинович Давыдов представил проект создания единой сети электронных таможен, в которую войдут 16 центров электронного декларирования, среди которых 8 региональных, 7 в специализированных таможнях и 1 электронная авиационная таможня (московский узел).

График открытия центров электронного декларирования:

2018 год

  • Приволжское таможенное управление
  • Уральское таможенное управление
  • Северо-Кавказское таможенное управление
  • Калининградская областная таможня
  • Владивостокская таможня
  • Московская областная таможня
  • Новороссийская таможня

2019 год

  • Центральная энергетическая таможня
  • Центральная акцизная таможня
  • Сибирское таможенное управление
  • Балтийская таможня
  • Таможня московского авиаузла

2020 год

  • Центральное таможенное управление
  • Северо-Западное таможенное управление
  • Южное таможенное управление
  • Дальневосточное таможенное управление

Руслан Валентинович несколько слов сказал о применении технологии автоматической регистрации и выпуска товаров. Так, доля автоматически регистрируемых деклараций на товары увеличилась в 1,7 раза по сравнению с 2017 годом. Доля автоматически выпускаемых товаров в отношении участников низкого уровня риска в этом году увеличилась в 1,3 раза.

К преимуществам таможенного оформления в ЦЭД для бизнеса он отнес обеспечение единообразия и правомерности принимаемых решений, снижение издержек участников ВЭД за счет увеличения скорости совершения таможенных операций и централизацию учета движения денежных средств плательщиков таможенных платежей.

Полномочия между таможенными органами будут распределены следующим образом: центры электронного декларирования будут осуществлять оформление по процедурам экспорта, импорта и свободной таможенной зоны (Калининградская область). Таможни фактического контроля будут осуществлять непосредственно фактический контроль, открытие и завершение процедуры транзита. На сегодняшний момент перед ФТС России стоит задача осуществления контроля между электронными таможнями и таможнями фактического контроля.

Начальник Центрального информационно-технического таможенного управления Денис Викторович Терещенко рассказал о преимуществах единого лицевого счета (ЕЛС). Высокая скорость зачисления денежных средств на счет таможенного органа, сокращение времени проведения таможенных операций, возможность сокращения таможенных операций во всех таможенных органах - все это в первую очередь ориентировано на упрощение взаимодействия таможни и участников ВЭД. Помимо перечисленного для владельца ЕЛС можно отметить такие бонусы, как упрощение контроля за расходованием, движением денежных средств, отсутствие необходимости открывать лицевой счет в нескольких таможенных органах, а также возможность вносить денежные средства на счет таможенного органа по единому коду «10000010».

На 25 октября 2018 г. на ЕЛС переведены все участники ВЭД кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. Их перевод ожидается в ноябре 2018 г.

Практикой таможенного оформления в центрах электронного декларирования поделились представители бизнеса. Руководитель отдела таможенного оформления компании «Фольксваген Груп Рус» Сергей Родин отметил такие плюсы таможенного оформления в ЦЭД, как значительное сокращение времени таможенного оформления товаров, возможность проведения таможенного оформления в выходные и праздничные дни, отсутствие необходимости физического присутствия представителя компании в месте таможенного оформления.

Однако не обошел стороной и минусы, к которым отнес необходимость проведения таможенного оформления многооборотной тары, а также необходимость проведения таможенного оформления некоторых товаров на таможенном посту, обладающем функцией фактического контроля.

В заключение были озвучены ожидания бизнеса от электронной таможни в дальнейшем:

  • Исключение необходимости контактов между участниками ВЭД и должностными лицами.
  • Оформление в ЦЭД любой процедуры.
  • Смещение акцента на контроль после выпуска.
  • Авторегистрация и автовыпуск.
  • Взаимодействие между участниками ВЭД и таможенными органами исключительно в электронном виде (получение разрешения на переработку, возврат излишне уплаченных платежей, возврат НДС при реэкспорте, оформление перемещения многооборотной тары).
  • Унификация требований различных таможенных органов при таможенном оформлении однотипных товаров (например, в части классификации, определения страны происхождения товаров, полноты и достаточности заполнения графы 31 ДТ).
  • Концентрация оформления товаров в ЦЭД приведет к сокращению времени реакции таможенных органов на обращения участников ВЭД.

Предварительное информирование

Современные информационные таможенные технологии также обсуждались на круглом столе, посвященном предварительному информированию. Первый заместитель начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Владимир Юрьевич Скиба привел статьи Таможенного кодекса ЕАЭС, которые регламентируют подачу предварительной информации в виде электронного документа:

  • п. 4 ст. 11 ТК ЕЭАС «Предварительная информация может представляться в виде электронного документа. Предварительная информация, представленная в виде электронного документа, может использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций…»
  • п. 18 ст. 11 ТК ЕАЭС «В качестве предварительной информации могут использоваться сведения, заявленные в таможенной декларации в виде электронного документа, поданной в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с особенностями, определенными статьей 114 настоящего Кодекса…»
  • п. 2 ст. 80 ТК ЕАЭС «Документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу при их совершении, если сведения о таких документах, и (или) сведения из них, и (или) иные сведения, необходимые таможенным органам для совершения таможенных операций, могут быть получены таможенными органами из информационных систем таможенных органов, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов…»

В круглом столе принял участие директор компании «Альта-Софт» Илья Геннадьевич Романов, который выдвинул предложение объединить всех участников перевозки при заполнении предварительной информации. Поскольку предварительная информация состоит из различных сведений, за свою информацию должна отвечать каждая конкретная организация. Например, при подаче предварительной информации о товарах, перевозимых воздушным видом транспорта, перевозчику надо сначала самому получить данные о топливе у топливной компании, а потом уже заполнить предварительную информацию. Портал Авиа ПИ, разработанный компанией «Альта-Софт», является платформой взаимодействия между авиа перевозчиком, таможенным представителем, топливной компанией, службой питания, обслуживающей организацией, СВХ.

Заместитель начальника Центрального информационно технического таможенного управления Евгения Михайловна Высоцкая озвучила некоторые новеллы ТК ЕАЭС в области применения информационных технологий, к которым отнесла: однократность представления электронных деклараций; отказ от представления документов при подаче ПИ, заверенной ЭП; отказ от представления документов в момент представления ЭДТ; совершение таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц.

Евгения Михайловна также отметила некоторые задачи, которые планируется решить в 2018 – 2020 годах:

  • Завершение перехода к использованию единого лицевого счета.
  • Реализация алгоритма автоматической регистрации и автоматического выпуска транзитных деклараций на товары.
  • Расширение практики применения алгоритмов автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров.
  • Информационное взаимодействие на постоянной основе с национальной системой прослеживаемости товаров, а также развитие взаимодействия с системой маркировки (обувь, табак, лекарственные средства).
  • Реализация Решений Коллегии ЕЭК по порядку представления, регистрации и использования ПИ.

"Альта-Софт"