Дружба между равными? Растущая роль сотрудничества по линии «Юг-Юг»
23.05.2018
Рост торговли и развитие интеграции по линии «Юг-Юг», несмотря на охватившие весь мир протекционистские настроения, создают прочное основание для создания интеграционных платформ в развивающихся странах. Эту стратегию важно учитывать России при формировании внешнеполитического курса. Так называемый поворот на Восток должен быть частью более широкой стратегии установления партнёрских отношений со всеми развивающимися странами. У глобального Юга имеется огромный потенциал по созданию таких альянсов. Inter pares amicitia.
На протяжении последних десятилетий международной торговле были свойственны существенные колебания. C особенной очевидностью негативные тенденции проявились после 2007 года на фоне роста протекционизма. Протекционистские меры США пагубно сказались на развивающихся странах. Пытаясь преодолеть негативные последствия от этих мер, развивающиеся страны достигли ощутимых успехов. Одним из ключевых инструментов содействия росту и модернизации стало развитие торговли по линии «Юг-Юг» и активизация торгово-инвестиционного сотрудничества между развивающимися странами.
О росте значимости торговой и экономической интеграции по линии «Юг-Юг» свидетельствуют данные о динамике товарооборота, согласно которым начиная с 1980-х годов к текущему десятилетию объём экспорта из развивающихся стран вырос почти в 5 раз, тогда как на общемировом уровне он вырос в три раза. Более половины от общего объёма экспорта из развивающихся стран учтено в торговых потоках по линии «Юг-Юг» (T. Bernhardt 2011, UNCTAD 2016). К 2014 году объём торговли по линии «Юг-Юг» достиг 5,5 триллионов долларов в стоимостном выражении, что сопоставимо с товарооборотом по линии «Север-Север» (UNCTAD 2016). При этом потенциал для наращивания торговли по линии «Юг-Юг» может оказаться выше соответствующих показателей взаимодействия с развитыми странами, что обусловлено рядом факторов:
- более высокие показатели и потенциал роста развивающихся стран;
- более высокий потенциал по либерализации торговли, в условиях высоких тарифов на импорт в развивающихся странах;
- более высокий потенциал по промышленной кооперации в силу схожего уровня развития и конкурентоспособности между развивающимися странами;
- взаимодополняемость экономик различных регионов развивающегося мира с точки зрения производственных мощностей и ресурсов, в том числе между странами БРИКС и странами с низким уровнем дохода (согласно IMF, 2011, T. Bernhardt (2016) – см. T. Bernhardt, “South-South trade and South-North trade: which contributes more to development in Asia and South America? Insights from estimating income elasticities of import demand”, CEPAL review 118, 2016).
Наличие у развивающихся стран более высокого потенциала роста может в свою очередь способствовать повышению темпов роста торговли, о чём свидетельствуют прогнозы международных организаций. По данным ВТО, темпы роста ВВП в развивающихся странах ускорится с 4,3% в 2017 году до 4,6% в 2019 году, тогда как в развитых странах этот показатель снизится с 2,3% до 2,2%. Это приведёт к росту в 2017–2019 годах разрыва между темпами роста в развивающихся и развитых странах с 2 до 2,4 процентных пункта. Относительно экспорта темпы роста в развивающихся странах превысят показатели развитых стран примерно на 2 процентных пункта, при этом основной рост торговли будет наблюдаться в Азии, где годовые темпы роста товарооборота превысят в 2017–2019 годах 5%.
В последнее время страны БРИКС стали вносить активный вклад в наращивание сотрудничества по линии «Юг-Юг», поскольку в прошлом году темпы экономического роста в БРИКС были положительными. В частности, несмотря на определённые трения в двусторонних отношениях, товарооборот между Индией и Китаем вырос почти на 20% в 2017 году, достигнув рекордного уровня в 84,4 млрд долларов. Объём экспорта из Индии в Китай вырос в прошлом году на 40%, а Китай в свою очередь существенно увеличил инвестиции в экономику Индии. Товарооборот между Россией и Китаем вырос в 2017 году на 21%, достигнув 84 млрд долларов, а в январе-апреле 2018 года этот показатель вырос более чем на 20%, что делает возможным достижение по итогам года уровня в 100 млрд долларов.
Помимо наращивания торговли по линии «Юг-Юг» между развивающимися странами идут интеграционные процессы, тогда как Европа и Северная Америка движутся в обратном направлении. В этом контексте стремление Евразийского экономического союза к сотрудничеству со странами Юго-Восточной Азии, например с Вьетнамом, заключение соглашения между МЕРКОСУР и Таможенным союзом стран юга Африки (первый случай «интеграции интеграций»), а также создание такого формата как БРИКС+ (потенциально самая крупная интеграционная платформа по линии «Юг-Юг») свидетельствуют о наличии тенденции к экономической интеграции.
Анализ экспертами ЮНКТАД региональных торговых соглашений Индии и АСЕАН с другими развивающимися странами Азии показал наличие потенциала для наращивания экспорта и развития экономики. В то же время, по мнению ЮНКТАД, экономическое сотрудничество по линии «Юг-Юг» будет успешным только при условии одновременного инфраструктурного развития и снижения нетарифных барьеров (UNCTAD 2008).
Рост торговли и развитие интеграции по линии «Юг-Юг», несмотря на охватившие весь мир протекционистские настроения, создают прочное основание для создания интеграционных платформ в развивающихся странах (см. статью клуба «Валдай» «Интеграционные платформы глобального Юга»). Это могут быть как стандартные соглашения о свободной торговле, так и инвестиционные платформы, созданные национальными или региональными банками развития или фондами национального благосостояния.
Эту стратегию важно учитывать России при формировании внешнеполитического курса. Так называемый поворот на Восток должен быть частью более широкой стратегии установления партнёрских отношений со всеми развивающимися странами. У глобального Юга имеется огромный потенциал по созданию таких альянсов – так же, как и по наращиванию темпов роста и развитию торговли за счёт взаимной открытости и обеспечения инклюзивного развития. Inter pares amicitia – дружба между равными.