Обжалование в таможенные органы: вопросы и ответы о главном

16.01.2018

Разъяснение в настоящей статье в формате «вопрос - ответ» основных правил, касающихся обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов в соответствии с главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон) направлено на знакомство с нормами главы 3 Закона.

Вопрос: Можно ли в соответствии с главой 3 Закона подать ведомственную жалобу на абсолютно любые решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц при реализации ими своих функций и исполнении ими своих обязанностей?

Ответ: В соответствии со статьёй 37 Закона в порядке, предусмотренном главой 3 Закона, возможно обжалование только решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Например, в указанном порядке подаются жалобы на решения по таможенной стоимости товара, по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, действия по выставлению требований об уплате таможенных платежей, решения о стране происхождения товаров, решения о предоставлении тарифных преференций, решения об отказе в выпуске товара и т.д.

Решения и действия таможенных органов и таможенников при возбуждении дела об административном правонарушении, уголовного дела, проведении оперативно – розыскных мероприятий не относятся к области таможенного дела. Порядок их обжалования регламентирован, соответственно, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовным процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об оперативно – розыскной деятельности».

Также не могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 3 Закона, решения, действия или бездействие, связанные с выдачей таможенными органами паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и уплатой утилизационного сбора, поскольку всё это - дополнительные функции таможенных органов, не входящие в область таможенного дела.

Вопрос: В какой таможенный орган необходимо обращаться с жалобой?

Ответ: В вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение, либо должностное лицо которого совершило обжалуемое действие (бездействие). Однако жалоба может быть подана и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами.

Вопрос: Обязательно ли жалоба должна быть подана в письменном виде? Если да, то какие дополнительные требования предъявляются к жалобе?

Ответ: По общему правилу жалоба подаётся в письменной форме (за исключением случаев обращения с жалобой в упрощённом порядке), жалоба должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к ней должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается. Из этого следует, что нельзя направить жалобу по факсимильной связи, по электронной почте или через разделы для направления обращений на Интернет – сайтах таможенных органов.

Вопрос: Кто может представлять интересы юридического лица (организации) при подаче жалобы? Какие документы требуется приложить указанным лицами для подтверждения полномочий?

Ответ: По общему правилу жалобу от имени организации подписывает руководитель организации, её единоличный исполнительный орган, либо его представитель. Руководители организаций при подаче жалобы обязаны приложить к ней документы, удостоверяющие их служебное положение (оригиналы или надлежащим образом заверенные копии решений учредителей (участников) о назначении директора, генерального директора, приказов о назначении и т.п.), а также учредительные и иные документы (оригинал или надлежащим образом заверенная копия устава). Представители организаций при обжаловании действуют на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с главой 3 Закона, прилагают к жалобе указанную доверенность или её надлежащим образом заверенную копию. Адвокат, представляющий интересы организации, прилагает к жалобе ордер адвоката или доверенность (их заверенные копии).

Вопрос: Как правильно оформить доверенность на подачу жалобы в таможенные органы? Есть ли к ней особые требования?

Ответ: Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. В доверенности должно быть предоставлено право на совершение от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные главой 3 Закона, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. При подаче жалобы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Последнее требование очень важно. Отсутствие указанных полномочий в доверенности является основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.

Вопрос: Какой срок для обжалования в вышестоящий таможенный орган установлен законом?

Ответ: Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности; со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.

Вопрос: Может ли быть восстановлен пропущенный срок для обжалования?

Ответ: Да, но только в том случае, если срок пропущен по уважительной причине и имеется письменное заявление лица, обратившегося с жалобой, о восстановлении пропущенного срока, содержащееся в тексте жалобы или приложенное к жалобе.

Вопрос: Как быстро таможенный орган рассмотрит жалобу?

Ответ: Жалоба должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган. Однако если таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает необходимым продлить указанный срок рассмотрения данной жалобы, этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Вопрос: Что такое упрощённый порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц таможен?

Ответ: Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом и (или) вывозом товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств). Обращаем внимание: рассматривают такие жалобы в упрощённом порядке в таможенных органах должностные лица таможенных постов и таможен, не выше начальника таможни. Таким образом, даже при соблюдение вышеуказанных стоимостного и количественного критериев, нельзя обратиться с жалобой в упрощённом порядке в региональное таможенное управление или в Федеральную таможенную службу.

Вопрос: Каковы сроки рассмотрения жалобы в упрощённом порядке?

Ответ: Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.

Вопрос: Как лицо узнает о результатах рассмотрения жалобы в упрощённом порядке?

Ответ: При обжаловании в упрощенном порядке решение по такой жалобе может быть объявлено заинтересованному лицу в устной форме, без составления какого-либо документа. Однако по желанию заявителя должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, составляется акт о её рассмотрении в упрощенном порядке. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта вручается заявителю.

Пресс-служба УТУ

Источник: vch.ru