Разъяснения ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции
11.01.2018
Разъяснения ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов (далее – подконтрольные товары) для целей проведения исследований и испытаний продукции (далее – Разъяснения), разработаны в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), законодательством Российской Федерации и направлены на информирование участников внешнеэкономической деятельности, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий и заинтересованных лиц (далее – хозяйствующие субъекты) в целях соблюдения хозяйствующими субъектами установленных порядка и правил ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных товаров, а также сокращения времени и минимизации издержек при совершении таможенных операций в отношении продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия.
В целях недопущения возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей среде, животного и растительного мира, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, ФТС России совместно с Росаккредитацией проведен анализ правоприменительной практики совершения таможенных операций в отношении подконтрольных товаров и результатов мероприятий государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Анализ показал, что хозяйствующими субъектами надлежащим образом не обеспечивается процедура ввоза в Российскую Федерацию подконтрольных товаров для проведения исследований и испытаний продукции либо ввоз таких товаров не осуществляется в принципе.
Это приводит к тому, что в оформляемых сертификатах соответствия и декларациях о соответствии (далее – разрешительные документы) указываются недостоверные сведения о документах (протоколы испытаний), на основании которых выдаются (принимаются) разрешительные документы.
Подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию, предназначены для проведения исследований и испытаний продукции, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний ввезенных подконтрольных товаров.
Такие товары подлежат обязательному таможенному декларированию (статья 104 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Пунктом 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение о порядке ввоза), установлено, что при помещении подконтрольной продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представление таможенным органам разрешительных документов не требуется.
Вместе с тем в таможенный орган представляются копия договора с органом по сертификации и письмо испытательной лаборатории (центра), в которых указывается количество (вес и объем) подконтрольного товара, необходимое для проведения исследований и испытаний.
Также информируем, что декларация на подконтрольные товары заполняется со следующими особенностями:
в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указывается «пробы и образцы для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний)»;
в графе 37 «Процедура» указывается код особенностей перемещения
«061» ̶ товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний, в соответствии с Классификатором особенностей перемещения товаров (приложение № 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378);
в графе 44 под кодом вида документа «01999» указываются реквизиты документов, поименованных выше (пункт 4 Положения о порядке ввоза).
При ввозе в Российскую Федерацию партии продукции отбор проб и образцов для проведения исследований и испытаний в случае, если такие подконтрольные товары не ввозились ранее, осуществляется заинтересованными лицами с разрешения таможенного органа (статья 17 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Одновременно информируем, что орган по сертификации при формировании дела сертификата соответствия на серийную продукцию обеспечивает хранение и учет следующих документов (копий документов):
направленных в адрес таможенного органа копии договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории (центра), подтверждающих необходимость ввоза проб и образцов продукции;
копии декларации на товар или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС;
товаросопроводительных документов.
При формировании дела сертификата соответствия на партию продукции орган по сертификации обеспечивает хранение и учет следующих документов (копий документов):
копии декларации на товар или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (в случае, если ввоз в Российскую Федерацию подконтрольных товаров осуществлялся отдельно от партии продукции);
направленных в адрес таможенного органа копии договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории (центра), подтверждающих необходимость ввоза проб и образцов продукции;
внешнеторгового контракта (договора);
товаросопроводительных документов;
акта отбора проб и образцов (в случае, если отбор подконтрольных товаров осуществляется от ввозимой партии продукции);
разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов (в случае, если осуществлен отбор подконтрольных товаров).
В случае проведения исследований и испытаний проб и образцов продукции в целях принятия (регистрации) декларации о соответствии испытательные лаборатории обеспечивают хранение и учет следующих документов (копий документов):
копии декларации на товар или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (в случае, если ввоз в Российскую Федерацию подконтрольных товаров осуществлялся отдельно от партии продукции);
направленных в адрес таможенного органа копии договора с органом по сертификации и письма испытательной лаборатории (центра), подтверждающие необходимость ввоза проб и образцов продукции;
внешнеторгового контракта (договора);
товаросопроводительных документов;
акта отбора проб и образцов (в случае, если отбор подконтрольных товаров осуществляется от ввозимой партии продукции);
разрешения таможенного органа на отбор проб и образцов (в случае, если осуществлен отбор подконтрольных товаров).
Наличие указанных документов в делах органа по сертификации
и испытательной лаборатории в соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» свидетельствует о соблюдении процедуры оценки соответствия продукции обязательным требованиям и может подлежать проверке при осуществлении федерального государственного контроля, включая систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами.
При отсутствии в органе по сертификации и испытательной лаборатории таких документов соответствующая информация будет передаваться в
ФТС России для рассмотрения вопроса о принятии мер по фактам несоблюдения порядка ввоза товаров в Российскую Федерацию.
В настоящее время ФТС России и Росаккредитацией проводится совместная работа, направленная на автоматизацию процессов сверки информации в части, касающейся установления фактов ввоза в Российскую Федерацию участниками внешнеэкономической деятельности проб и образцов продукции для целей проведения процедур оценки ее соответствия обязательным требованиям.
Результаты такой сверки будут использоваться для проведения следующих контрольных мероприятий:
со стороны ФТС России – для пресечения попыток ввоза продукции в Российскую Федерацию, сопровождаемой разрешительными документами, оформленными в нарушение установленного порядка, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности;
со стороны Росаккредитации – для проведения проверочных мероприятий в отношении аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);
со стороны уполномоченных государственных органов по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза) (Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росстандарт и другие) – для проведения проверочных мероприятий в отношении продукции, находящейся в обращении на территории Российской Федерации.
Работа по данному направлению является приоритетной задачей в деятельности ФТС России и Росаккредитации в 2018 году и направлена, прежде всего, на повышение безопасности ввозимых в Российскую Федерацию товаров.
Разъяснения носят рекомендательный и информационный характер.
Пресс-служба ФТС
Источник: vch.ru